Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»
Принято: Утверждаю: на педагогическом совете заведующий МБДОУ № 48 Протокол № 3 ____________О.А. Чертова от 28.02.2019 г. Приказ № 129/ОД от 20.03.2019г. |
Программа развития
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 48»
на 2019 – 2023 годы
Рассмотрена на Совете Учреждения
Протокол № 6 от 20.02.2019г.
Ленинск – Кузнецкий
2019
Содержание
№ |
Содержание |
|
Пояснительная записка |
|
|
Паспорт программы |
|
|
1. |
Информационно - аналитическая часть |
|
1.1. |
Информационная справка о ДОУ |
|
1.1.1. |
Общие сведения о ДОУ |
|
1.1.2. |
Организация образовательного процесса |
|
1.1.3. |
Характеристика контингента воспитанников |
|
1.1.4. |
Характеристика педагогических кадров |
|
1.1.5. |
Характеристика социума |
|
1.1.6. |
Характеристика основных результатов ДОУ |
|
1.1.7. |
Характеристика системы управления |
|
1.1.8. |
Материально – техническая база |
|
1.1.9. |
Условия безопасности жизнедеятельности |
|
1.1.10. |
Правовая база |
|
1.2. |
Проблемно – ориентированный анализ |
|
1.2.1. |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса |
|
1.2.2. |
Анализ результатов образовательного процесса |
|
1.2.3. |
Анализ педагогического персонала, обеспечивающего качество образовательного процесса |
|
1.2.4. |
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечение условий безопасного пребывания сотрудников и воспитанников |
|
2. |
Концепция развития ДОУ |
|
2.1. |
Ценностные приоритеты и инновационные идеи развития ДОУ |
|
2.2. |
Миссия, цель и задачи ДОУ |
|
2.3. |
Модель выпускника |
|
3. |
План реализации программы |
|
3.1. |
Этапы освоения и внедрения программы |
|
3.2. |
Методы достижения цели и развития ДОУ |
|
3.3. |
Система программных мероприятий |
|
3.4. |
Прогнозируемые результаты |
|
Пояснительная записка
Программа развития - это разновидность целевой программы, которую можно определить как интегративное представление исходных проблем, целей, а также действий и ресурсов по достижению целей. Программа развития направлена на решение приоритетных, наиболее актуальных проблем, требующих изменения, совершенствования жизнедеятельности образовательного учреждения. Программа развития является формой стратегического проектирования и планирования и в силу своей сущности не дает детальной картины будущего. При проектировании программы как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, при этом учитывается, что социокультурные, управленческо-педагогические условия будут изменяться.
Программа является нормативной моделью совместной деятельности педагогов, определяющей: исходное состояние образовательного учреждения; образ желаемого будущего образовательного учреждения в виде концепции; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
В соответствии с этим наша программа развития состоит из трех частей: информационно-аналитической (достижения и проблемы), концептуально-целеполагающей (ценности и цели) и целереализующей (средства и ресурсы).
Первая часть программы развития включает информационную справку о дошкольном учреждении и итоговый анализ работы за последние несколько лет.
Вторая часть содержит систему идеологических положений, определяющих предназначение нашего учреждения, «философию» педагогической деятельности.
Третья часть содержит стратегический план работы педагогического коллектива до 2023 года. Описание каждого направления программы развития состоит из указания названия направления, целей его реализации, особенностей реализации и ресурсного обеспечения реализации цели.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.
Статус Программы развития: нормативный стратегический документ дошкольного образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности и принявший за основу программно-целевую идеологию развития.
Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода на более качественный уровень образовательной деятельности. Сроки реализации программы: 2019- 2023 годы
Проект программы развития обсуждался на заседаниях педагогического совета. Программа имеет приложения справочного и аналитического характера. Программа развития является основанием для разработки планов деятельности всех служб дошкольного учреждения и требует ежегодного корректирования и уточнения в планах работы.
Паспорт Программы развития
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48»
на 2019 – 2023 годы
Полное название программы |
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48» на 2019 – 2023 годы |
Нормативное основание для разработки программы |
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г.; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013. № 1155.; -Приказ от 30.08.2013. № 1014 Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам дошкольного образования»; - Стратегия экономического и социального развития РК на период до 2020 г. (от 26.01.2009 № 22 от 22.12.2009 № 390); - Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка; - Концепция дошкольного воспитания; - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26); -Конвенция о правах ребенка от 22.11.1989 г.; - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»; -Устав ДОУ; -Локальные акты, регламентирующие деятельность ДОУ |
Назначение программы |
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольного образовательного учреждения на основе анализа работы МБДОУ № 48 за предыдущий период. |
Цель программы |
Создание условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества, обеспечивающих развитие и саморазвитие воспитанников, а также развитие их творческого потенциала. |
Основные задачи, мероприятия программы |
Задачи:
|
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа рассчитана на 5 лет 2019-2020 г.г. - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы). 2020-2022 г.г. – Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы). 2023 г. – Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении) |
Ожидаемые результаты
|
1.Рост качества и доступности дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС. 2.Соответствие воспитанников модели выпускника детского сада: физически развитый, эмоционально отзывчивый, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, обладающий начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет. 3.Повышение качества оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического и социального здоровья воспитанников средствами физкультурно – оздоровительной деятельности. 4.Повышение компетентности всех субъектов образовательного процесса в вопросе нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Обеспечение открытого информационного пространства учреждения. 5.Увеличение количества родителей, активно участвующих в образовательном процессе до 70%. 6.Внедрение научно – методических подходов к организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, к созданию образовательного пространства в ДОУ и семье. 7.Создание запланированных учебно-методических, нормативно-правовых, кадровых, управленческих, материально-технических, финансовых условий, способствующих достижению качественного и доступного дошкольного образования в соответствии с ФГОС |
Разработчики Программы |
Творческая группа, педагогический коллектив ДОУ, родители и общественность в лице Совета Учреждения ДОУ. |
Ф.И.О. , должность руководителя Программы |
Чертова Ольга Александровна, заведующий
|
Постановление об утверждении Программы |
Решение Совета Учреждения ДОУ от ______________ протокол № __________ |
1. Информационно-аналитическая часть
1.1.Информационная справка о ДОУ
1.1.1.Общие сведения о ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48» функционирует с 1985 года, расположено в черте города, во 2 микрорайоне. По соседству с ДОУ находятся жилые дома, мини – магазин, МБДОУ № 49.
Фактический (юридический адрес): 652523, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, 67.
Право на ведение образовательной деятельности, государственный статус детского сада подтверждён следующими документами:
-Лицензия на право ведения образовательной деятельности (выдана государственной лицензионной службой Кемеровской области, серия 42ЛО1 № 003434, от 27.09.2016 г.);
-Устав МБДОУ «Детский сад № 48» (утверждён Управлением образования администрации Ленинск – Кузнецкого городского округа18.12.2015 г.);
-Лицензия на осуществление медицинской деятельности (выдана Управлением лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (серия ЛО 42-01003095 от 31.07.2014г.).
Общие количество групп: 6, из них:
-ясельный возраст: 2 группы (от 1,5 до 3 – х. лет);
-дошкольный возраст: 4 группы (от 3 –х. до 7 лет).
Общая наполняемость групп составляет 166 детей.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.00 до19.00 часов.
Руководит коллективом заведующий Ольга Александровна Чертова. 1.1.2.Организация образовательного процесса
Образовательный процесс в ДОУ осуществлялся по ООП ДО, на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (одобрена Федеральным УМО по общему образованию 20 мая 2015 г.). ООП ДО МБДОУ № 48 прошла общественно – профессиональную экспертизу (апрель 2018г.), имеется сертификат.
Деятельность ДОУ направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка. Организация учебно-воспитательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе программ (в соответствии с лицензией), обеспечивающих получение образования, соответствующего ФГОС ДО
Комплексные программы |
Группа |
Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
|
Возрастные группы ДОУ |
Парциальные программы |
Количество групп |
С.Н. Николаева «Юный эколог» |
4 |
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» |
6 |
И.А. Лыкова «Цветные ладошки» |
6 |
И.М. Каплунова «Ладушки» |
6 |
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста» |
4 |
Н.Н. Пензулаева «Физическая культура» |
4 |
1.1.3. Характеристика контингента воспитанников
Количество групп
Наименование группы |
1 младшая - 1 |
1 младшая - 2 |
2 младшая |
средняя |
старшая |
Подготовительная |
Количество групп |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Количество воспитанников |
25 |
23 |
26 |
31 |
31 |
30 |
1.1.4. Характеристика педагогических кадров.
Педагогический ценз ДОУ
Количество педагогов в ДОУ: 14, из них: старший воспитатель – 1, музыкальный руководитель – 1, воспитатели – 12. Из 14 педагогов, осуществляющих воспитательно – образовательный процесс, высшее образование имеют 4 человека (29%), средне – специальное –10 человек (71%). Все педагоги ДОУ имеют квалификационную категорию: высшую - 10 человек (72%), 1 категорию –4 человека (28%).
Коллектив педагогов стабильный. Педагоги ДОУ систематически повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения объединён едиными целями на решение задач и приоритетов дошкольного образования, имеет благоприятный психологический климат. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников проводится в системе и осуществляется в соответствии с графиком. Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, с вялой инициативностью педагогов в динамичном отходе от консервативной учебной модели, перестройке социально-психологического мышления и педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы образования, перехода к ФГОС. Необходимо в этом направлении сосредоточить особые усилия.
1.1.5. Характеристика социума.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению дошкольников в тесном контакте с родителями. Они активно включаются в процесс управления дошкольным учреждением через родительские комитеты, Совет учреждения; принимают участие в проведении различных мероприятий.
Социальные показатели семей воспитанников:
Всего: 166 детей.
Всего родителей: 307 человек.
Социальный паспорт семей
Образовательный ценз
Изучение семьи как участника образовательного процесса определяется характеристикой совместных мероприятий с родителями. Результаты показывают, что лишь 27% родителей активно участвуют в различных мероприятиях ДОУ. Остаётся проблемой – привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. Анализ анкет и опросов родителей по вопросам развития детей показывает недостаточную компетентность родителей в психологических и возрастных особенностях детей.
Выводы: Деятельность ДОУ по работе с семьями воспитанников следует направить на конструктивное сотрудничество, расширение спектра форм взаимодействия, на повышение компетентности родителей в вопросах психолого-педагогического сопровождения, заинтересованности в успехах своих детей и стремлении помочь ДОУ в создании необходимых условий для сохранения психолого-педагогического благополучия ребёнка в ДОУ.
В дошкольном учреждении существуют возможности организации консультативной помощи, совместных досугов, творческих проектов, выставок, спортивных мероприятий, праздников, традиций.
Таким образом, деятельность ДОУ по взаимодействию с семьей необходимо направить на оказание помощи семье в воспитании ребёнка по следующим направлениям:
1. Мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах, пропаганды здорового образа жизни, популяризации физкультуры: дни открытых дверей, консультации;
2. Мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью укрепления института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей семейных отношений, стремление лучше узнать ребёнка, наладить содержательное общение: совместные мероприятия, праздники, экскурсии;
3. Мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей: совместные творческие выставки, выставки по увлечениям ребёнка, персональные выставки родителей, пропагандирование традиций семьи, опыта лучшего семейного воспитания (фотовыставки, альбомы «Моя семья», «Домашние любимцы»), домашнее коллекционирование с презентациями в группе и др.
1.1.6. Характеристика основных результатов ДОУ.
Педагоги, воспитанники ДОУ систематически принимают участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах: итоги за 2017 – 18 учебный год
Статус конкурса |
Наименование конкурса |
Участник |
Итоги |
|
|||
Педагоги |
|
||||||
Всероссийский |
Блиц-олимпиада "Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
|
Каргина О.А. |
Победитель, 2 место
|
|
|||
Всероссийский |
Блиц-олимпиада «Дидактические игры как средство развития дошкольников» |
Пастушкина Н.Н. |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
«Педагогический словарь»
|
Косовцева Е.Н. |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
«Педагогика XXI век» Номинация «Моё лучшее занятие»
|
Сизикова Н.А. |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
Конкурс методических материалов «Лучшая развивающая среда» номинация «Оформление территории образовательного учреждения» |
Мишарина Т.Ю. |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Воспитанники |
|
||||||
Муниципальный |
конкурс лоскутной аппликации «Загорелся кошкин дом»
|
Дъячук Кристина (Шаповалова И.А.) |
2 место Почетная грамота управления образования
|
|
|||
Муниципальный |
конкурс рисунков «Рабочие профессии Кузбасса»
|
Кулебакина Катя (Шаповалова И.А.) |
1 место Почетная грамота управления образования |
||||
Муниципальный |
конкурс «Каждой пичужке – наша кормушка»
|
Хапилова Соломея (Мишарина Т.Ю.) |
2 место Почетная грамота управления образования
|
|
|||
Всероссийский |
Олимпиада «Русские народные сказки |
Савушкина Лиза (Шевцова Е.А.) |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
Викторина: "Я люблю тебя, Россия!" |
Кляус Алена (Сизикова Н.А.) |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
«Все профессии важны» |
Захарова Маша (Сизикова Н.А.) |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
«Наши любимые мультфильмы»
|
Кулебакина Катя (Косовцева Е.Н.) |
Победитель, 2 место
|
|
|||
Всероссийский |
Викторина для дошкольников «Мир человека. Транспорт» |
Семенов Костя (Чабанова М.П.) |
Победитель, 3 место
|
|
|||
Всероссийский |
творческий конкурс декоративно-прикладного творчества «Волшебница Зима»
|
Малиновский Тимур (Каргина О.А.)
|
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
Творческий конкурс декоративно-прикладного творчества "Радуга творчества" |
Захарова Вика (Пастушкина Н.Н.) |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
Конкурс « Стоят на страже Родины солдаты»
|
Холодилова Даша (Косовцева Е.Н.) |
Победитель, 2 место
|
|
|||
Всероссийский |
Конкурс творческих работ «Грибы, ягоды и полезные травы» |
Коско Артем (Рогацевич И.Ш.) |
Победитель, 1 место
|
|
|||
Всероссийский |
Конкурс творческих работ “Формирование экологической культуры» |
Салтыкова Настя (Мишарина Т.Ю.) |
Победитель, 2 место
|
|
|||
1.1.7. Характеристика системы управления
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации, Порядком организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования и Уставом, строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления Учреждением.
Формами самоуправления Учреждения, обеспечивающими государственно - общественный характер управления, являются: Общее собрание трудового коллектива, Совет Учреждения, Совет педагогов Учреждения, Родительский комитет Учреждения.
Учредитель:
утверждает Устав Учреждения, а также - вносимые в него изменения;
назначает (утверждает) руководителя Учреждения (далее – Заведующего) и прекращает его полномочия;
заключает и прекращает трудовой договор с Заведующим;
формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными Уставом Учреждения основными видами деятельности;
определяет перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества (далее - особо ценное движимое имущество);
предварительно согласовывает совершение Учреждением крупных сделок, пункт 13 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях";
принимает решения об одобрении сделок с участием Учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными в статье 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях";
устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности Учреждения, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания;
определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
согласовывает с Собственником распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Учреждением Учредителем либо приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества;
согласовывает с Собственником распоряжение недвижимым имуществом Учреждения, в том числе передачу его в аренду;
согласовывает с Собственником внесение Учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их Учредителя или участника;
осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;
осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством.
Общее руководство Учреждением осуществляет Общее собрание трудового коллектива.
Общее собрание трудового коллектива Учреждения:
обсуждает проект коллективного договора;
рассматривает и обсуждает проект годового плана работы Учреждения;
обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в Учреждении и мероприятия по ее укреплению;
рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны здоровья воспитанников в Учреждении;
разрабатывает и принимает Устав и изменения к нему.
Общее управление Учреждением осуществляет Совет Учреждения.
К компетенции Совета Учреждения относится:
прогнозирование развития материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;
привлечение для уставной деятельности Учреждения дополнительных источников финансирования и материальных средств;
утверждение и представление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств;
организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
разработка и принятие Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Учреждения;
обсуждение и согласование образовательной программы и программы развития Учреждения, учебных планов;
согласование Положений об оплате труда и стимулирующей части фонда оплаты труда работникам Учреждения;
внесение предложений Заведующему о поощрении лучших работников;
ходатайство об оказании материальной помощи нуждающимся.
Управление педагогической деятельностью Учреждения осуществляет педагогический совет Учреждения.
Педагогический совет Учреждения выполняет следующие функции:
определяет направления образовательной деятельности Учреждения;
выбирает общеобразовательные программы, образовательные и воспитательные технологии и методики для использования в Учреждении;
рассматривает проект годового плана Учреждения;
организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
заслушивает:
отчеты Заведующего о создании условий для реализации образовательных программ;
отчеты Заведующего о результатах работы Учреждения за учебный год;
отчеты педагогических работников Учреждения о ходе реализации образовательных программ;
контролирует выполнение ранее принятых решений;
организует обсуждение нормативно-правовых документов в области дошкольного образования;
принимает решения о награждении, поощрении педагогических работников Учреждения.
выдвигает педагогов в состав Совета Учреждения.
Родительский комитет Учреждения является одной из форм самоуправления и взаимодействия Учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников.
Родительский комитет Учреждения выполняет следующие функции:
содействует организации совместных мероприятий в Учреждении – родительских собраний, дней открытых дверей, конкурсов, соревнований, выставок, клубов для родителей (законных представителей) воспитанников;
оказывает посильную помощь Учреждению в укреплении материально-технической базы, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории;
помогает в работе с воспитанниками из неблагополучных семей.
Заведующий является руководителем Учреждения.
Заведующий выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Учреждения:
организует работу Учреждения и несет персональную ответственность за результаты деятельности Учреждения, сохранность, целевое использование переданного Учреждению имущества, состояние трудовой дисциплины, безопасные условия труда работников;
при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей действует в интересах Учреждения добросовестно и разумно;
несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные Учреждению его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества Учреждения;
в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом распоряжается имуществом и денежными средствами Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, открывает лицевые счета, расчетные счет;
утверждает структуру, штатное расписание Учреждения в соответствии с формой и в порядке, утвержденными Учредителем;
принимает на работу и увольняет работников в установленном порядке, определяет размеры оплаты их труда;
издает в пределах своей компетенции приказы, организует контроль за их исполнением;
организует и проводит мероприятия по подбору, подготовке и повышению квалификации кадров Учреждения;
рассматривает поступившие обращения граждан и юридических лиц;
обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации и в пределах своей компетенции;
ведет коллективные переговоры и заключает коллективные договоры;
поощряет работников за добросовестный и эффективный труд;
заключает от имени Учреждения договоры, в том числе договоры между родителями (законными представителями) воспитанников и Учреждением;
осуществляет прием детей и комплектование групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим Уставом;
осуществляет взаимосвязь с родителями (законными представителями) воспитанников, общественными организациями, другими образовательными учреждениями по вопросам дошкольного образования;
создает условия для реализации образовательных программ в Учреждении;
представляет Учредителю и общественности отчеты о деятельности Учреждения;
осуществляет иные функции и обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, Уставом и трудовым договором;
несет ответственность за деятельность Учреждения перед Учредителем.
Управленческая деятельность ДОУ не возможна без информатизации образовательного пространства. На помощь ДОУ приходят информационные технологии. В ДОУ успешно решаются следующие задачи: создание обстановки, в которой сотрудники могут безбоязненно высказать свое мнение; улучшение внутренней коммуникации; выявление проблемных областей и направлений усилий на решение проблем; оперативное обновление информации; оценка эффективности и действенности организационной политики; способствование созданию атмосферы сотрудничества.
Схема взаимодействия в управлении
Учредитель |
Заведующий ДОУ |
Общее собрание |
Педагогические работники
|
Родительский комитет |
Педагогический совет ДОУ |
Родители (законные представители) |
Сотрудники ДОУ |
1.1.8. Материально – техническая база.
Детский сад расположен на участке общей площадью 5743 м2 и включает:
ü здание детского сада;
ü прогулочные площадки для каждой возрастной группы;
ü спортивную площадку;
ü беговую дорожку;
ü овощехранилище.
В здании детского сада расположены:
- 6 игровых комнат;
- 6 спальных комнат;
- музыкально – спортивный зал;
- медицинский кабинет, включая изолятор;
- кабинет заведующего;
- методический кабинет;
- прачечная;
- пищеблок;
Дошкольное учреждение оборудовано жёстким и мягким инвентарем для своего полноценного функционирования. Большая часть МТБ требует постоянного косметического ремонта или обновления. Ежегодно в здании проводится косметический ремонт (покраска, побелка помещений).
Состояние учебно-методической базы ДОУ постоянно пополняется. В настоящее время в дошкольном учреждении имеются технические средства обучения:
- компьютер –4;
- принтер – 3;
- сканер – 1;
- музыкальный центр – 1;
- телевизор – 4;
- переносной экран – 1;
- фотоаппарат – 1;
- магнитофон – 7;
- медиопроектор – 1
В настоящие время детский сад в основном отвечает техническим, санитарным и противопожарным требованиям, имеются необходимые условия для полноценного развития воспитанников.
1.1.9. Условия безопасности жизнедеятельности.
В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности. С этой целью в ДОУ назначены ответственные по ГО и ЧС, по охране труда, по противопожарной безопасности.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по направлениям:
- обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- пожарная безопасность;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта инструктажа.
В ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка, видеодомофонное наблюдение; изготовлены планы эвакуации, в соответствии с современными требованиями; имеются порошковые огнетушители с паспортами. Регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации воспитанников и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара. Установлены стенды и уголки по ГО и ЧС, противопожарной безопасности; имеется необходимый противопожарный инвентарь.
1.1.10. Правовая база.
Анализ правовой деятельности ДОУ позволяет выявить степень эффективности работы учреждения как юридического лица через полноту нормативно – правовых документов и локальных актов.
Нормативно – правовые документы |
Локальные акты |
Лицензия на образовательную деятельность от 27.09.2016г. № 16376 |
Положение об оплате труда работников ДОУ от 06.09.2016 г. |
Лицензия на медицинскую деятельность от31.07.2014г. № ЛО 42-01003095 |
Положение о стимулирующей части фонда оплаты труда от 06.09.2016 г. |
Устав ДОУ от 18.12. 2015г. |
Правила приема и комплектования воспитанников в МБДОУ № 48, 2016г. |
Свидетельство на здание детского сада от 08.12.2008г. |
Положение о Совете учреждения, 2017 г. |
Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц от 22.10.2012 г. |
Положение об общем собрании трудового коллектива, 2017 г. |
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 05.04.2000г. |
Положение о педагогическом совете,2017 г. |
Свидетельство о государственной регистрации от 07.09.1995г. |
Положение о публичном докладе, 2017г. |
|
Положение о родительском комитете, 2017г. |
|
Положение о пропускном режиме, 2017 г. |
1.2.Проблемно – ориентированный анализ деятельности ДОУ
1.2.1.Анализ результатов образовательного процесса:
1.2.2. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Основные направления развития |
Имеющиеся пособия и оборудование |
Физическое развитие |
Шведская стенка, гимнастические скамейки, дуги для подлезания, мячи, традиционное и нетрадиционное оборудование. Лампа Чижевского.
|
Социально-личностное развитие |
Развивающие пособия и игры, атрибуты, сюжетно-игровое оборудование, художественная литература. Учебно-наглядные пособия: «Кем быть?» |
Познавательно-речевое развитие |
Развивающие пособия, игры по развитию речи, наборное полотно, детская художественная литература, наглядный и раздаточный материал. |
Художественно-эстетическое развитие |
Музыкальный центр, магнитофон, аудиокассеты, фортепиано, детские музыкальные инструменты, детская художественная литература, развивающие пособия, игры, альбомы, материалы для традиционного и нетрадиционного изображения предметов. Учебно-наглядные пособия: «Времена года», «Знакомим с пейзажной живописью», «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретной живописью» |
Задача оснащения предметно-развивающей среды ДОУ остается одной из главных. В группах необходимо расширять и обновлять игровые уголки, пополнять демонстрационный и раздаточный материал.
1.2.3. Педагогический персонал, обеспечивающий качество образовательного процесса ДОУ
ДОУ обеспечено педагогическими кадрами на 100 %.Образовательный процесс осуществляют 12 воспитателей, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Все педагоги владеют навыками работы на ПК.
В 2017 – 2018 учебном году были аттестованы 4 педагога:
-высшая категория – 4 педагога (Косовцева Е.Н.; Шаповалова И.А.; Сизикова Н.А.; Мишарина Т.Ю.).
Педагоги стремятся к самообразованию и своевременно проходят курсы повышения квалификации. Все педагоги прошли курсы профессиональной переподготовки по специальности «Дошкольное образование».
Анализ курсов переподготовки педагогов за последние 3 года:
Год обучения |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г |
Количество педагогов |
|||
|
5 |
4 |
2 |
1.2.4. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. Мониторинг здоровья воспитанников за период с 2011 г. по 2013 г. показывает:
Показатели |
Период |
||
|
2016 г. |
2017 г. |
2018г. |
Среднесписочный состав |
141 чел. |
158 чел. |
166 чел |
Количество случаев заболевания |
108 |
103 |
97 |
Число пропусков дней по болезни |
846 |
837 |
780 |
Процент заболеваемости в последние два года снизился. Повышенные показатели заболеваемости приходится на 2016 г., 2017 г. Вопросы заболеваемости обсуждались на педагогических советах, осуществлялся административный контроль за физкультурно-оздоровительной работой. Проведённый анализ профилактических мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы показал сотрудникам, что необходимо провести следующую работу по данному вопросу:
1. Оптимизировать работу дошкольного учреждения по профилактике простудных заболеваний, физкультурно-оздоровительной работы в группах.
2. Усилить контроль за физкультурно-оздоровительной работой со стороны администрации.
3. Улучшить просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с сотрудниками и родителями воспитанников.
Год |
Группы здоровья |
||
I группа |
II группа |
III группа |
|
2016 |
62 |
65 |
8 |
2017 |
66 |
67 |
8 |
2018 |
54 |
68 |
18 |
Физическое развитие воспитанников показывает следующие результаты:
Направления развития |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018
|
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Физкультурное |
65% |
35% |
- |
67% |
33% |
- |
68%
|
38% |
- |
Анализ результатов показывает достаточно стабильную картину физического развития воспитанников:
- уровень овладения основными движениями и физическими качествами соответствует возрастным нормам;
- в процессе игровой и соревновательной деятельности сформированы навыки коллективного общения и взаимодействия.
Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьмиДОУ строится с учётом их физической подготовленности и уровня физического развития каждого ребёнка.
Уровень усвоения программного материала
В ДОУ учебная нагрузка соответствует гигиеническим нормативам и методическим рекомендациям. Непосредственно-образовательная деятельность составляется в соответствии с нормативными требованиями.
|
|
|
Анализ результатов в освоении программы по разделам отражает положительную динамику во всех разделах программы. Однако следует отметить незначительное количество воспитанников с низким уровнем усвоения программы за последние два года (1-7%). Одной из причин этих результатов является поступление новых воспитанников в дошкольное учреждение во второй половине учебного года, психофизиологические особенности развития отдельных детей. Немаловажным условием успешного освоения программы является систематическое посещение воспитанниками детского сада. Наряду с достигнутыми положительными результатами на сегодняшний момент актуальной остается проблема повышения качества образования. Для решения этой проблемы педагогическому коллективу необходимо использовать методы развивающего обучения, уйти от традиционной модели обучения, использовать современные технологии, в том числе и ИКТ. Поэтому педагогическому коллективу ДОУ нужно конструировать заново организацию учебно – воспитательного процесса в свете современных требований.
Выводы
Таким образом, в ходе осуществления итогового анализа реализуемых программ были определены следующие успехи и проблемы, решение которых позволит повысить эффективность деятельности педагогического коллектива нашего учреждения.
Итоговый анализ результатов в освоении программы по разделам свидетельствует о достаточно высоком качестве образования.
Учебный план ДОУ и рабочие программы педагогов направлены не только на формирование знаний и умений, но и на развитие индивидуальных потребностей ребенка.
Педагогический коллектив сформировался как целостная команда единомышленников, компетентные педагоги проявляют интерес к образовательным инновациям, стремятся совершенствовать уровень своего профессионального мастерства, стремятся учитывать индивидуальные возможности развития каждого воспитанника при планировании и оценке результативности своей деятельности. В ДОУ сохраняется баланс между зрелыми кадрами и творческой молодежью. Каждый педагог имеет свою сферу интересов и «творческий задел», вовлечен в опытно-экспериментальную деятельность, динамика квалификационного развития большинства педагогов высокая.
Наряду с очевидными успехами, не умоляя достигнутых результатов в обучении и воспитании дошкольников, необходимо отметить ряд проблем, решение которых требует консолидации усилий всего педагогического коллектива:
так, не смотря на целенаправленную работу педагогического коллектива, является неудовлетворительное в полной мере состояние здоровья детей. По результатам медицинского мониторинга по-прежнему остается высоким уровень заболеваемости. Очевидна необходимость укрепления здоровья средствами физкультурно – оздоровительной деятельности. В настоящее время достаточно очевидно проявляется несоответствие профессиональной квалификации части педагогов современным требованиям к уровню методической культуры педагогов в условиях индивидуализации образовательного процесса и формирования здоровьесберегающего пространства ДОУ.
Актуальной проблемой остается отсутствие необходимой преемственности дошкольного и начального образования. Причина этой проблемы заключается в первую очередь в содержательной и организационной обособленности ступеней обучения.
Поэтому детский сад нуждается в следующих преобразованиях: обновление развивающей предметно- пространственной среды для повышения качества дошкольного образования; повышения информационной компетентности всех субъектов образовательного процесса; обновление материально-технической базы ДОУ в соответствии с современными требованиями и нормами; создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обеспечения их безопасности; повышение эффективности финансирования ДОУ путем увеличения количества источников доходов и обеспечения открытости финансовой отчетности. В соответствии с федеральными и муниципальными нормативными документами для обеспечения стабильного функционирования дошкольного образовательного учреждения и развития образовательного процесса требуется совершенствование системы управления ДОУ.
Данные выводы во многом определили концептуальные и целезадающие позиции программы развития ДОУ на 2019-2023г.г.
2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства, нацеливает работников дошкольных образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.
В этой связи перед работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребёнка.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребёнком.
Механизм реализации Программой базируется на анализе имеющейся ситуации в МБДОУ, вычленении недостатков, выборе путей их устранения.
Управление реализацией Программы осуществляет администрация МБДОУ через координацию деятельности исполнителей. Содействие в доработке планов, реализации проектов, подготовку и переподготовку педагогов и представление условий для их профессионального роста.
Мониторинг хода выполнения программных мероприятий осуществляется ежегодно, по окончании учебного года. Участниками Программы составляются письменные отчёты, делается анализ её выполнения, выносятся рекомендации, вносятся коррективы в её содержание.
Контроль над ходом реализации Программы представляется в виде двух компонентов:
- Административный контроль - оперативный, промежуточный, итоговый.
- Самоконтроль – диагностика, самоанализ, тестирование, анкетирование.
Информация о реализации Программы за определённый период представляется на обсуждение педагогического совета, в Публичный доклад заведующей.
Исходя из вышеизложенного, проанализировав условия в МБДОУ, были определены три основных цели развития нашего учреждения
1.Цель |
Повышение уровня своего потенциала и потенциала родителей, направленного на развитие, воспитание и обучение детей, отвечающего современным требованиям, как к педагогу, так и к ребёнку-выпускнику.
|
|
Задачи: |
- Создать условия в предметной среде групп, способствующей максимальной реализации возможностей, способностей и потребностей ребёнка. |
|
- Повысить профессиональный уровень педагогического состава – обучение в ВУЗах и прохождение курсовой подготовки, аттестация педагогов, обучение работы на ПК, внедрение проектной, инновационной деятельности, использование ИКТ. |
||
- Усовершенствовать материально-техническую базу ДОУ, способствующую внедрению информационно-коммуникативных технологий в педагогический процесс ДОУ и в процесс повышения квалификации кадров. |
||
- Изучение и внедрение технологии педагогического мониторинга готовности детей к обучению в начальной школе в целях совершенствования внутренней и внешней оценки качества дошкольного образования. |
||
2. Цель Задачи: |
Обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям современного общества инновационно-ориентированного характера образовательного процесса.
- Обеспечить более качественный уровень образовательного процесса в режиме реализации проектов:
|
|
Задачи: |
- Обеспечить инновационный характер образовательного процесса в режиме реализации проектов:
|
|
- Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, осуществлять их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса.
|
||
3. Цель |
Создание качественной и безопасной материально-технической среды МБДОУ, соответствующей современным требованиям
|
|
Задача |
- Обеспечить необходимым техническим оборудованием помещения МБДОУ, способствующие охране жизни и здоровья детей. |
|
- Обеспечить инновационный подход к созданию развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении. |
||
- Преобразовывать развивающую предметно – пространственную среду с учетом образовательной программы и улучшать материально – техническое обеспечение образовательного процесса. |
В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ:
- Ø Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника);
- Ø Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями (раскрывает В.Г.Алямовская);
- Ø Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы ребёнкасвязан с заботой не только о здоровье, но и о культуре и воспитанности детей, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко);
- Ø Принцип доверительного сотрудничества субъектов образовательного процессапредполагает активность педагогов, родителей и детей в процессе участия в преобразованиях. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника процесса развития ДОУ (Т.И.Бабаева, О.Л.Князева);
- Ø Принцип диалогического общениятесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (О.Н.Сомкова, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт).
6. МИССИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В жизни человека дошкольному детству отведено не так много времени, но от того, как оно прожито ребёнком, зависит физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, духовного и интеллектуального потенциала. Поэтому необходимо эффективно использовать этот возраст, который можно назвать возрастом накоплений:
- Ø создать возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
- Ø обеспечить охрану и укрепление здоровья;
- Ø способствовать разностороннему и своевременному психофизическому развитию;
- Ø приобщать к основным сферам человеческой деятельности и культуры: труду, искусству, морали, духовности;
- Ø выявить индивидуальные способности и качества личности ребёнка и развивать их;
- Ø создавать условия для полноценного развития личностных начал через механизмы самореализации, самоосуществления, самоактуализации.
Миссиеймуниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48» является создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников, укрепления их здоровья, формирование эстетически развитой здоровой личности, Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями Выполнение данной миссии призвано обеспечить становление оптимальных базисных характеристик личности современного дошкольника-выпускника, предусмотренных реализуемой программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Реализация миссиидошкольного образовательного учреждения предполагает изменение в образовательной деятельности: самих участников образовательного процесса, методического сопровождения.
Основными ценностями педагогического коллектива ДОУ являются:
1. Ответственность за результаты деятельности как каждого из педагогов лично, так и всего коллектива.
2. Уважение к каждому ребёнку, принятие его личностных особенностей, потребностей.
3. Высокий профессионализм.
4. Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве.
Оптимальный процесс развития ДОУ невозможен без грамотного методического сопровождения происходящих преобразований в образовательном процессе.
Методическое сопровождения процесса развития ДОУ (по С.Н. Штекляйн) - целостная система взаимосвязанных действий, направленных на непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации саморазвития педагогов, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей посредством внедрения современных развивающих педагогических и оздоровительных технологий в практику ДОУ, оказание реальной и действенной помощи педагогу как при необходимости (оперативно), так и в целостности (планово).
Для организации системы методического сопровождения процесса развития ДОУ в обозначенном нами аспекте руководитель использует определённые функции, которые С.Н.Штекляйн делит на 3 основных группы, исходя из их результативности:
1. Функции по отношению к каждому педагогу: обогащение знаний, связанных с педагогическими инновациями, у каждого из педагогов; развитие мировоззрения, ценностных ориентаций; развитие мотивов; совершенствование и развитие профессиональных навыков, мастерства.
2. Функции по отношению к коллективу: направлены на консолидацию коллектива в достижении цели развития и в реализации программы развития ДОУ, на выявление и обобщение передового педагогического опыта, способного качественно изменить в лучшую сторону образовательный процесс, рождённого коллективом, а также мотивирование массового педагогического творчества и инициативы.
3. Функции по отношению к повышению квалификации педагогов: направлены на осмысление педагогами программно-методических требований и нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс модернизации образования, в совокупности с внедрением достижений науки и передового опыта известных исследователей, педагогов, учёных.
Основные принципы методического сопровождения процесса развития ДОУ:
- Ø Принцип научности. Заключается в том, что содержание любой запланированной работы должно иметь научное обоснование. Руководитель своими действиями обязан помочь педагогам понять научную подоплёку реализуемой программы, её задачи, принципы, методики.
- Ø Принцип системности. Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания методических мероприятий (каждый последующий шаг базируется на предыдущем, вытекает из него). Во-вторых, система предполагает логическую и тематическую связь между мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций.
- Ø Комплексность, или взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.
- Ø Принцип дифференциации – задание зоны ближайшего развития для каждого из педагогов. В зависимости от уровня компетентности создаётся поле для преодоления трудностей в достижении определённого результата – своего для каждого педагога.
- Ø Принцип практической направленности и открытости методической помощи. Тесно связан с предыдущим. Каждый из воспитателей должен быть уверен, что в любой момент он получит необходимую методическую помощь – не только плановую, но и оперативную.
- Ø Оперативность, гибкость и мобильность. Данный принцип предполагает умение внести вовремя нужные изменения в систему работы в связи с вновь возникшими обстоятельствами.
- Ø Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Этот принцип даёт педагогам возможность выбора из практического арсенала мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности.
- Ø Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов работы, связанных с целью и задачами программы развития, и возможность обобщить данный багаж знаний.
- Ø Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в ДОУ. Начинает срабатывать автоматически, если выдержаны предыдущие восемь принципов. Кроме того, обеспечивается оснащением материально-технической базы ДОУ, современным программно-методическим обеспечением.
2.3. Модель выпускника дошкольного учреждения
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:
- Ø здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, снятие синдрома гипервозбудимости, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
- Ø коммуникативная компетентность - умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
- Ø физическая компетентность - забота о своём здоровье, желание физического совершенствования с учётом возрастных и индивидуальных возможностей;
- Ø интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
- Ø креативность - отношение ребёнка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
- Ø любознательность- исследовательский интерес ребёнка;
- Ø инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
- Ø произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определёнными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.
2.4. Модель педагога детского сада
Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения. Одновременно повышается требование к педагогу, к его работе в инновационном режиме.
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого и рёбенка. Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что они приняли новую тактику общения, основанную на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
- Профессионализм воспитателя:
- Ø имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- Ø свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
- Ø владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей группы;
- Ø умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
- Ø владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
- Ø проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- Ø умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
- Ø стимулирует активность детей на занятии, их увлечённость познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала.
2. Проявление организационно-методических умений:
- Ø использует в работе новаторские методики;
- Ø включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- Ø владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3. Личностные качества педагога:
- Ø имеет чётко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
- Ø обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребёнка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
- Ø владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
- Ø обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- Ø ведёт работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели ребёнка-выпускника и педагога отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
3. План реализации Программы развития МБДОУ № 48
3.1. Этапы освоения и внедрения Программы развития
№ |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения. |
Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы |
|
Источники финансирования |
Исполнители |
|||
1 |
Формирование нормативно – правовой базы |
2019 |
Без финансирования |
Заведующий |
2 |
Обновление основной образовательной программы, в соответствии с изменениями системы образования, запросов семей воспитанников, общества (внедрение компетентностного подхода). |
2019-2021 |
Без финансирования |
старший воспитатель |
3 |
Мониторинг достижений детьми результатов |
2019 |
Без финансирования |
старший воспитатель |
4 |
Развитие проектной деятельности ОУ: уточнение концептуальных направлений развития ОУ |
2019 |
Без финансирования |
старший воспитатель |
5 |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
2019-2023 |
Без финансирования |
старший воспитатель |
6 |
Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, федеральных государственных стандартов) |
2019-2022 |
Без финансирования |
старший воспитатель |
7 |
Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг |
2019-2020 |
Без финансирования |
старший воспитатель |
8 |
Составление плана взаимодействия педагогов и родителей по направлениям развития воспитанников |
2019 |
Без финансирования |
старший воспитатель |
9 |
Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей |
2019-2020
|
Без финансирования |
старший воспитатель |
Ожидаемые результаты:
- разработка материалов по диагностике и мониторингу воспитанников, педагогов и родителей;
- банк данных приёмов, способов, методов, система формирования у воспитанников умений, навыков и компетентностей.
Социальный эффект:
- Повышение качества образовательного процесса.
3.2.Методы достижения цели и развития ДОУ
Работа с родителями.
Проблема: Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей
Цель: Создание системы консультирования для родителей.
Задачи.
1. Вовлекать родителей в построение образовательного процесса, посредством постоянного их информирования.
№ п/п |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения |
Сведения об источниках, формах, механизмах привлечения финансовых, трудовых, материальных ресурсов для их реализации |
|
Источники финансирования |
Исполнители |
|||
1 |
Обновление информационных стендов для родителей в группах: « Для вас, родители» « Будем здоровы» « Чем мы занимались» «Для мам и пап» |
2019-2020 |
Без финансирования |
Воспитатели |
2 |
Организовать работу семейного клуба:
|
2020-2021 |
Без финансирования |
Старший воспитатель Музыкальный руководитель |
3 |
Внедрение активных форм работы с семьей (мастер - классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации). Развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада (создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела: семейные праздники, досуги, совместные кружки) |
2020-2021 |
Без финансирования |
Старший воспитатель Музыкальный руководитель. |
4 |
Практикум «Инновационные формы взаимодействий работы с родителями». Совместные проекты. |
2019-2023 |
Без финансирования |
Старший воспитатель
|
5 |
Проведение анализа работы с родителями с помощью анкетирования |
2019-2023 |
Без финансирования |
Старший воспитатель
|
6 |
Составление плана взаимодействия педагогов, родителей по направлениям развития воспитанников. |
2019 |
Без финансирования |
Старший воспитатель
|
7 |
Организация индивидуального консультирования по вопросам воспитания и развития. |
2019-2023 |
Без финансирования |
Заведующий, Старший воспитатель
|
8 |
Родительские групповые собрания |
3 раза в год |
Без финансирования |
Педагоги |
9 |
Оформление папок-передвижек |
ежегодно |
Без финансирования |
Старший воспитатель
|
10 |
Составление социального проекта семей воспитанников |
ежегодно |
Без финансирования |
Старший воспитатель
|
Ожидаемый продукт:
- Организация виртуального консультативного пункта для родителей на сайте детского сада.
- Обновление информационных стендов для родителей в группах: «Для вас, родители», «Будем здоровы», «Чем мы занимались», «Скоро в школу» и т.п..
Социальный эффект:
- Информированность о качестве взаимодействия с семьей.
- Вовлечение родителей в управление качеством образования детей
- Повышение компетентности родителей.
Укрепление материально – технической базы.
Проблема: Отсутствие бюджетного финансирования на косметический ремонт, что требует приведения в соответствие с требованиями ФГОС, социальных норм и нормативов.
Цель: Совершенствование системы управления ресурсообеспечивающей деятельностью: поддержание в рабочем состоянии материально-технических ресурсов; управление имуществом учреждения.
Задачи:
- Обеспечить охрану жизни и здоровья участников образовательного процесса.
- Привести помещения в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
- Обеспечить инновационный характер образовательного процесса путём использования ИКТ, пополнение компьютерной базы презентациями.
- Пополнение материальной базы групп необходимым оборудованием, техническими средствами, дидактическим и игровым материалом по всем разделам образовательной программы.
№ |
Мероприятия |
Этапы, сроки их выполнения |
Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для их реализации |
|
Источники финансирования |
Исполнители |
|||
1. |
Реконструкция кровли |
2019-2020 г. |
Средства бюджета
|
Заведующий ДОУ |
2. |
Благоустройство территории (забор) |
2019-2020г. |
Средства бюджета. Внебюджетные средства |
Заведующий ДОУ |
3. |
капитальный ремонт пола на пищеблоке, замена плит |
2019-2023 г. |
Внебюджетные средства |
Заведующий ДОУ |
Ожидаемый продукт:
- Благоустроенная площадка
- Создание развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Социальный эффект:
- Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса.
Социальное партнерство
Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства.
Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
1. Найти формы эффективного взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания;
2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;
3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
№ |
Социальный партнер |
Мероприятия |
Ожидаемый продукт деятельности |
Социальный эффект |
1 |
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8" |
Экскурсии, совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок, проведение МО. |
Конспекты совместных мероприятий |
Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс. |
2 |
Городская детская библиотека
|
Экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах |
Выставки рисунков |
Обогащение познавательной сферы детей |
3 |
ФГБ ЛПУ «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров» |
Профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия |
Медицинские рекомендации, карты |
Снижение числа пропусков детьми по болезни |
4 |
МАДОУ № 2
|
Консультативное общение, обмен опытом работы с детьми, совместное проведение семинаров, педсоветов, консультирование специалиста-логопеда |
Конспекты совместных мероприятий |
Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников. |
Целевые индикаторы и показатели Программы развития МБДОУ № 48
Наименование мероприятия (комплекса мероприятий Программы), обеспечивающих достижение конечного результата |
Наименование показателей конечных результатов |
результат |
|||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||||
Мероприятия, направленные на повышение уровня своего потенциала и потенциала родителей, направленного на развитие, воспитание и обучение детей, отвечающего современным требованиям, как к педагогу, так и к ребёнку-выпускнику. |
|||||||||
1.Разработка плана мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогического состава |
Образовательный ценз педагогического состава, доля педагогов. |
|
|
|
|
|
|||
2.Реализация проектной деятельности педагогами. |
Количество участвующих в проектной деятельности педагогов |
|
|
|
|
|
|||
3.Координация деятельности педагогов по внедрению образовательной программы МБДОУ. |
Результаты мониторинга, анкетирования, тестирования педагогов. |
|
|
|
|
|
|||
4.Информационно-аналитическое сопровождение. |
|
|
|
|
|
|
|||
Мероприятия, направленные на обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям инновационно-ориентированного характера образовательного процесса. |
|||||||||
1. Обеспечение инновационного характера образовательного процесса ДОУ посредством проектной деятельности «Нравственно-патриотическое воспитание детей». |
Доля воспитанников, охваченных программой «Мы живем в России». |
|
|
|
|
|
|||
2. Разработка модели здоровьесберегающего пространства в МБДОУ |
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе |
|
|
|
|
|
|||
3. Разработка программы взаимодействия с родителями воспитанников. Проект «Семья и детский сад» |
Результаты анкетирования |
|
|
|
|
|
|||
4.Реализацияобразовательной программы. |
Результаты мониторинга |
|
|
|
|
||||
Мероприятия, направленные на создание качественной и безопасной материально-технической среды МБДОУ, соответствующей современным требованиям. |
|||||||||
1.Обеспечение комплекса безопасности в МБДОУ |
Выполнение требований и норм СанПиН 2.4..1. 2.4.1.3049-13 |
|
|
|
|
|
|||
Выполнение требований Госпожнадзора |
|
|
|
|
|
||||
3.3. Система программных мероприятий
Этап |
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
I этап – диагностический 2014-2015 г. |
1. Комплексная оценка актуального состояния образовательного процесса в ДОУ, экспертиза качества образовательного процесса в ДОУ. |
Разработка Программы развития МБДОУ, схемы перспективного развития системы работы в ДОУ и ознакомление педагогического коллектива с этапами реализации Программы развития. |
Январь 2019 |
Заведующая, Старший воспитатель |
Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой МБДОУ, основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения. |
Январь 2019 |
Старший воспитатель воспитатели групп |
||
Изучение и анализ материально-технической базы, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса МБДОУ для выявления уровня материально-технического оснащения детского сада, для определения уровня обеспеченности образовательного процесса. |
Январь 2019 |
Заведующий,
|
||
Изучение и определение уровня предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе, в соответствии с образовательными областями программы
|
Декабрь 2018 г |
Старший воспитатель |
||
Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности педагогической деятельностью через самоанализ педагогов и руководителя.
|
Январь 2019 |
Старший воспитатель |
||
2.Определить динамику развития детей |
Проведение диагностики уровня усвоения образовательных областей по основной образовательной программе ДОУ детьми для оценки результативности образовательного процесса. |
Сентябрь 2019 |
Старший воспитатель воспитатели групп |
|
Анализ результатов обследования и диагностики развития детей для их обсуждения на педагогическом совете, принятие соответствующих решений и определение дальнейших задач работы на год. |
Сентябрь 2019 г. |
Заведующий, Старший воспитатель |
||
II этап - организационный 2016-2017 г.
|
1. Повысить профессиональный уровень педагогов для корректировки и реализации ООП |
Проведение инвентаризации учебно-методического оснащения в МБДОУ в соответствии с образовательной программой. |
Сентябрь, 2020г. |
Старший воспитатель воспитатели групп |
Организация обучения педагогов самоанализу воспитательно-образовательной работы. |
Сентябрь 2020 г. |
Старший воспитатель |
||
Проведение анкетирования педагогов для выявления затруднений в работе, изучение мотивов и потребностей деятельности. |
Ноябрь 2020г. |
Старший воспитатель |
||
Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современных технологий дошкольного образования: - курсовая подготовка; - участие в работе объединений педагогов разного уровня; - транслирование опыта работы через участие в конкурсах, участие в районных методических объединениях |
2019-2021гг. |
Старший воспитатель |
||
Изучение профессионального мастерства педагогов: целевое посещение занятий, «Дни открытых дверей», анализ планирования, самоанализ педагогов, анкетирование педагогов и родителей, обобщение опыта для выявления уровня педагогического мастерства и формирование заявок на курсы повышения квалификации. |
В течение года 2019 -2020 г.г. |
Заведующий, Старший воспитатель |
||
2. Совершенствовать уровень диагностирования детей для определения динамики развития
|
Проведение диагностики уровня развития каждого ребенка (уровень развития познавательных способностей, уровень речевого развития, психических процессов, уровень творческих способностей в различных видах деятельности, уровень физических качеств и способностей, уровень развития трудовых навыков, уровень развития духовных навыков) для получения исходных результатов реализации Программы развития МБДОУ. Ознакомление педагогов с особенностями развития детей и совершенствование методик диагностирования. |
В течение года 2019-2022 г.г. |
Старший воспитатель Педагоги
|
|
3.Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса |
- разработка и внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов развития и здоровья; - мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов |
2019-2021гг. |
|
|
4. Создать материально – технические и финансовые условия для развития содержания воспитанников МБДОУ
|
Анализ соответствия материальной базы МБДОУ планам и программам, скорректированным, используемым для создания условий, необходимых для реализации Программы развития. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ: - оборудование групповых помещений развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми, развивающей направленности; - пополнение программно-методического, методико-дидактического и диагностического сопровождения образовательной программы, реализуемой в ДОУ; |
2 раз в год 2019-2020г.г.
|
Заведующий,
|
|
Разработка механизмов морального и материального стимулирования для постоянного профессионального роста каждого педагога. |
2019-2021 г.г. |
|
||
5. Информатизация образовательного процесса в ДОУ:
|
- обновление компьютерной техники (приобретение мультимедийного оборудования) |
|
|
|
|
|
Заведующий |
||
III этап заключительный 2022-2023 |
1.Проанализировать соответствие фактических и прогнозируемых результатов |
Изучение мнения педагогов, родителей о сущностях и результатах реализации Программы развития. |
Декабрь 2022 год |
Заведующий, Старший воспитатель
|
Оценка результатов реализации Программы развития МБДОУ. |
Май- июнь 2023 год |
Заведующий, Старший воспитатель
|
Прогнозируемые результаты Программы развития к 2023 году
Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития МБДОУ.
В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
- создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями образовательной программы МБДОУ;
- рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации.
- обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе. Показателями является итоговый мониторинг по образовательным областям программы и по методическим рекомендациям.
- активное включение родителей в образовательный процесс
- создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа ДОУ, разработка стратегии по благоустройству территории ДОУ.
Предполагается что:
1. Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста;
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования;
- обеспечение индивидуального педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ;
- каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в воспитательно-образовательной программе ДОУ;
- качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.
2. Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства;
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника;
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий;
- поддержка инновационной деятельности.
3. Для МБДОУ:
- будет налажена система управления качеством образования дошкольников;
- развитие сотрудничества с другими социальными системами;
- будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении.
Элементы риска развития Программы МБДОУ
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
- недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников,
- недостаточная их компетентность педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования
- быстрый переход на новую программу развития МБДОУ может создать психологическое напряжение у коллектива.
Примечание: Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим советом образовательного учреждения ДОУ.