gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 84 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

Составитель: Сизикова Н.А.

Воспитатель старшая группа

 

 

 

  Трудовое воспитание детей дошкольного возраста является важнейшим направлением работы, осуществляемой в дошкольных учреждениях.

     Для того, чтобы трудовое воспитание действительно оказывало положительное воздействие на ребенка, необходимо, чтобы он всегда трудился с удовольствием и увлечением.

     Но как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддерживать стремление узнать мир во всех его проявлениях? Все эти вопросы можно решить в процессе обучения дошкольников конструированию из природного материала.

     Любое время года она открывает свои прелести по–разному, давая простор фантазии творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

     Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу, кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной березкой, бурной или величавой спокойной рекой, неясным изящным подснежником.

      Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувство прекрасного, простой человеческой доброты, закладываются именно в детстве.

      Общение с природой,  знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных  материалов в прекрасные изделия.

      Природный материал – это кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.  

      Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть пока поделки будут не очень совершенными, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

      Изготовление игрушек-поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

      На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С.Макаренко. он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.п.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материала человек создает ценности и культуру…  В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор его фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

      На начальном этапе ознакомления детей с природой и ее характерными особенностями проводятся экскурсии и беседы.  На таких занятиях дети учатся замечать красоту родной природы, развивается наблюдательность, потребность в эмоциональном общении.

       Задание, как «Собери букет», учит детей называть основные цвета, находить их среди других предметов, ориентироваться в пространстве. Дети могут посчитать листочки: один, два, ….много. Собрать только зеленые или только желтые, сложить в один большой букет, отметить красоту осенних красок. Такого рода задания пробуждают интерес в выполнении, можно использовать в виде соревновательных упражнений.

      Изготовление детьми поделок из природного материала, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания. Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе не малые ресурсы для «погружения» в мир родной природы, познания ее различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирование первых трудовых навыков. На каждом занятии и во время экскурсий нелишним напоминая детям о том, что они по-хозяйски должны относиться к природе. А это значит – оберегать цветы, кустарник или другое растение от бессмысленного уничтожения.

     Начинаем выполнение работы с более легкого и доступного материала детям. Это выполнение мозаики, аппликации из круп и семян растений. Дети намазывают поверхность рисунка клеем и посыпают его крупой или выкладывают семенами. На этих занятиях дети учатся видеть контур рисунка, не выходить  за него, аккуратности в работе с клеем.

     Дети с удовольствием занимаются аппликацией из засушенных листьев, так как наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребенку приходится сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений во время действий с хрупкими и ломкими листочками, что особенно положительно сказывается на развитии мелкой моторики руки. Своеобразие окраски, формы и размера листьев кустов и деревьев будят воображение, заставляя соотносить их с внешним видом животных, птиц, предметов.

     Используя на занятиях показ и объяснение приемов конструирования, уточнение последовательности работы, не забываем о мотивации работы, использовании художественного слова, игровых приемов обучения, которые могут найти место на разных этапах занятия. Полезным для формирования интереса к работе с природным материалом считаем применение выполненных поделок для оформления   интерьера и использование их в качестве сувениров.

     В подготовительной группе много внимания уделяем выполнению заданий по замыслу. Детям предоставляем проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. На занятиях к показу выполнения знакомых  простых приемов привлекаем детей. При создании коллективных работ, учим детей приходить к общему мнению, как в выборе самого содержания общей композиции, так и при распределении объема работы, подбора материала и приемов выполнения поделок.

      Интерес к конструированию из природного материала  поддерживаем не только грамотным проведением занятий и индивидуальной работы с детьми, но и создании условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью консультируем родителей по вопросам технологии выполнения  поделок, рассказываем о значении ручного труда в развитии личности ребенка, делимся опытом своей работы, проводим выставки работ,  выполненных детьми, как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. Это способствует активации родителей, формированию  у них осознанного отношения к творческой деятельности детей.

      Таким образом, работа с природным материалом удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.

 

Главная О дет.саде Советы специалистов Воспитатели СКАЗКА Трудовое воспитание дошкольников в процессе обучения конструированию из природного материала.