Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Составитель: Рогацевич И.М.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дошкольники могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим большое внимание уделяем организации различных видов детской деятельности и приобретению опыта. Ведь всё, чему мы их учим, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Цель нашей работы: формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
В соответствии этой цели мы поставили задачи.
• Задачи:
• определить содержание работы по проблеме обучения воспитанников;
• формировать основы безопасности в окружающем мире;
• разработать формы организации деятельности с дошкольниками;
• подготовить наглядно-дидактический материал;
• создать систему планирования.
Организация работы по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:
1. «Ребенок и другие люди», объясняем:
-что именно может быть опасным в общении с другими людьми;
-что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
3. «Ребенок дома» –проводим беседы о пожароопасных предметах, острых и тяжелых предметах, балконе, открытом окне и другие бытовых опасностях. А также, умении пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.
4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучаем строение организма, закрепляем навыки личной гигиены,говорим о роли лекарств и витаминов,об отношении к больному человеку, а также детских страхах, конфликтах между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья воспитанников.
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
5. «Ребенок на улице» –объясняем правила дорожного движения; правила поведения в транспорте; обучаем ориентированию на местности. Дошкольникам необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.
Данная работа ведётся через:
1.Организованную деятельность дошкольников:
-организация НОД по образовательным областям: "Безопасность", "Здоровье", "Познание", "Социализация".
-экскурсии: к пешеходному переходу, к перекрёстку, к светофору,
наблюдение за транспортом на проезжей части, за пешеходами.
-моделирование проблемных ситуаций:
дошкольник дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями,
сёстрами; воспитанник с взрослыми и т.д.
2.Совместную деятельность дошкольников и воспитателя осуществляем через:
• наблюдение:
-за работой светофора;
-за пешеходами на пешеходном переходе;
-за движущимся транспортом;
-за природными явлениями (метель, гроза);
• беседы:
-серия бесед:"Если ты дома один";
-"Как избежать неприятности во дворе и на улице";
• -"Безопасное обращение с электроприборами";
-"Знакомые и незнакомые люди";
-"Спички детям не игрушки"
• эксперименты:
-"Огонь -друг, огонь - враг"(со свечкой);
-"Чем опасны сосульки на крыше дома "(с сосулькой);
-"Что такое пар?"(с водой)
• использование иллюстративного материала:
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
По этому разделу у нас в группах есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации. -"Пожарная безопасность";
-"Один дома";
-"Умный светофор";
-"Ребёнок и незнакомец";
-"Здоровый образ жизни"
• проигрываем сюжеты из жизни:
Предлагаем ситуацию:" Вы одни дома, мама ушла в магазин. В это время кто-то позвонил в дверь. Сказал, что сосед.
" Как вы поступите?
-"Опасности поджидающие дома";
• -"Как пользоваться электроприборами";
-"Безопасная прогулка";
-"Поездка в транспорте"
использование литературных произведений разных жанров:
-стихи: С.Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Пожар";
-рассказы: Е. Хоринский "Спичка- невеличка";
-Б. Жидков "Пожар в море";
-Л.Н. Толстой "Пожар","Пожарные собаки";
-Н.Носов "Мишкина каша", "Телефон", "Живая шляпа";
-Детские энциклопедии: серия книг «Я познаю мир»;
- К.Люцис «Азбука здоровья в картинках»;
- Г. Зайцев «Учимся вежливости», «Уроки Айболита»;
-сказки: Большое значение отводится именно сказкам.
Через сказки дошкольники осваивают уроки безопасности.
-в стихах: С.Я. Маршак "Кошкин дом";
-К. Чуковский "Телефон", "Айболит";
-в прозе: Ш.Перро "Красная Шапочка";
- обработка А.Толстой "Три поросёнка";
- Братья Гримм "Белоснежка и семь гномов";
-"Колобок";
-"Волк и семеро козлят";
-сборники пословиц и поговорок, загадок;
• дидактические игры:
• Словесные: Играем "Вопрос- ответ".
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно нас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.
Побуждаем малыша задавать вопросы нам. Реагируем эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
-"Добрые и плохие поступки";
-«Съедобное — несъедобное»;
-«Угадай по признаку»;
-«Закончи предложение»;
-"Опасные- неопасные растения";
-"Умники и умницы"
-"Назови членов своей семьи"
- «Кто лишний»,
-"Умею-не умею",
Настольно-печатные игры:
-«Путешествие по сказкам»;
-«Город машин»;
-«Круглый год»;
-«Умный светофор» лото;
- домино «Дорожные знаки»;
-«Что необходимо пожарному?» лото;
-«Разложи картинки по порядку»;
-игры-драматизации:
-"Кот, петух и лиса";
-"Колобок";
-"Волк и семеро козлят";
-"Три поросёнка";
-"Красная Шапочка"
Проигрывая ситуацию через элементы драматизации по сюжетам знакомых сказок, воспитанники делятся впечатлениями. Объясняют, где герой сказки допустил ошибку. Беседуя по прочитанной сказке "Волк и семеро козлят", заостряем внимание на том, что козлята сделали неправильно. Задаём вопрос:"А как надо было поступить козлятам?" Выявляем положительных и отрицательных героев сказки. Обыгрываем, изменяя конец сказки, сюжет должен быть с соблюдением правил безопасности. Проводим игры "Закончи сказку по новому", "Придумай новый сюжет к старой сказке"
-Тематические игры по разделам:
Через игру они познают мир, и осваиваются в нем. Мы играем вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию познавательных процессов.
"Не играй с огнём";
"Огнеопасные предметы";
лото "Что пригодится при пожаре";
"Опасно - не опасно";
"Можно-нельзя";
"Пожарные";
"Чрезвычайные ситуации на прогулке";
"Город";
"В городе";
"Это надо знать";
азбука безопасности"Один дома";
-"Как избежать неприятности во дворе и на улице";
"Как избежать неприятности дома;"
"Наши помощники растения";
"Азбука безопасности на природе";
"Съедобное - не съедобное";
"Большая прогулка";
подборка стихов и загадок о безопасности в природе, "Выбери нужное"и др.
3. Свободную деятельность
В свободной деятельности мы используем сюжетно-ролевые игры, в которых дети примеряют роль на себя.
- Сюжетно-ролевые игры:
-«Юный пожарник»;
-«Служба спасения»;
-«Знакомые, родные, незнакомец»;
-«Путешествие по городу»;
-«Скорая помощь»
Во время рисования на различные темы, дошколята переносят на бумагу своё эмоциональное отношение к заданной теме.
рисование на различные темы:
-" Не шути с огнём";
-"Ребёнок и незнакомец";
-«Пожарная безопасность»,
-«Огонь наш друг или враг»,
- «Герои знакомых сказок -наши друзья и помощники»,
-«Отрицательные герои — обманщики, враги»
• Используем ситуации на прогулке.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с воспитанником о его безопасности. Конечно, дошкольники, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, то быстрее запоминается.
Например: " Вечером на прогулке мама забрала сына и остановилась поговорить с подругой. Петя, играя в прятки, ушёл на участок другой группы, не сказав маме.
Через некоторое время, мама заметила его отсутствие и сильно разволновалась." Мы обсуждаем ситуацию в группе, не называя самого ребёнка. Объясняем, почему так делать нельзя. Учим воспитанников, когда они куда-то отходят, спрашивать разрешение взрослых и быть в поле их зрения. Также советуем поступать, когда за ними приходят родители и обязательно попрощаться с воспитателем.
Если мы увидим, что воспитанник поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, обязательно похвалим его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если он поступил неправильно, не ругаем его — спокойно объясняем допущенную ошибку и рассказываем о возможных последствиях.
Работу с дошкольниками в данном направлении проводим систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.
Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяем, усвоил ли он сказанное нами. Выясняем, что оказалось непонятным. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется личная безопасность дошкольника.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
< Предыдущая | Следующая > |
---|