"Новогодние игры, забавы и развлечения для детей".
Составитель: Рогацевич И.Ш.
Какой Новый год без игр и развлечений? Устроить подобное мероприятие с «зимним» колоритом несложно. Вот описание нескольких доступных каждой семье зимних забав - некоторые из них можно будет использовать на улице, другие - дома.
Предполагается, что инициатором игр выступает взрослый (педагог, руководитель кружка, кто-то из родителей, ведущая игры). Первоначально ведущая, воспользовавшись написанным на бумаге текстом, может произносить слова стихотворений, предваряющие каждую из забав.
По мере повторения той или иной забавы, текст, как правило, быстро запоминается не только взрослым, но и детьми. Тогда функции руководителя игры может на время принять на себя кто-то из детей, желающих выполнять это.
Началом любой игры можно сделать следующее.
Ведущая произносит текст:
- Есть такая песенка: «Нам всего милее зимние деньки, снежные аллеи, лыжи и коньки». Ведь зимой существует очень много забав, в которые можно играть на улице, когда все вокруг покрыто снегом. Вот и сегодня мы с вами попробуем разучить такие забавы, чтобы вы потом могли в них играть самостоятельно.
Далее ведущая рассказывает условия игр и вместе с детьми играет в них. Каждую игру целесообразно повторять по нескольку раз. Таким образом, преследуется сразу несколько целей. Во-первых, ребята отчетливее запоминают правила участия в игре и ее проведения. Во-вторых, ведущий имеет возможность зафиксировать предпочтения детей в занятиях - какая игра им нравится больше, а какая менее предпочтительна. Следует также выяснять причину предпочтения. Может быть, одна игра показалась более трудной, другая - слишком продолжительной и т. д.
Это позволит в дальнейшем подходить избирательно к тем играм, которые предлагаются детям для использования на занятии.
На последующих занятиях роли руководителей игр может исполнять кто-то из детей, назначенных ведущей. Кроме того, на занятиях можно не проводить за один раз все игры снова, а выполнить лишь одну-две из тех, которые особенно приглянулись ребятам.
1. Игровая ходьба «Стань первым!».
Ведущая.
Вот вам первая игра - вспомнить ваши имена.
Тому, чье имя назовется, самым первым стать придется.
Сейчас мы пойдем все вместе в одной колонне. Я буду идти в голове колонны, а вы все - за мной. Но запомните: вам надо не только идти, но и внимательно слушать, чье имя я произнесу Когда я назову чье-то имя, вся колонна должна остановиться. А тот, кого я назову, должен подойти и встать впереди меня. Так он станет возглавляющим колонны. И дальше мы уже начнем двигаться вслед за ним.
Ход игры
Ребята выстраиваются в колонну вслед за ведущей и идут вслед за ней по площадке. Ведущая называет имя и фамилию кого-то из детей. В этот момент вся колонна останавливается, а названный ребенок проходит вдоль колонны к ее голове и встает в начале колонны, оказываясь ее ведущим. Игра проводится несколько раз, чтобы в роли ведущего сумели побывать несколько детей.
2. Игра «Бег по кругу».
Ведущая.
Новое упражнение -
Сразу и на внимание, и на движение.
Слушайте команду, выполняйте,
Но не перепутайте давайте!
Итак, первый ваш бег - совсем простой,
Главное - на месте в мороз не стой.
Но потом, слушай команду, детвора,
На этом приеме и построена вся игра!
Дети, нам надо выстроить круг, в котором вы начнете двигаться. При этом будьте не только проворны, но и внимательны - вслушивайтесь в мои команды и выполняйте перемены действий.
Ход игры
Дети выстраиваются в хоровод и бегут в нем сначала обычным шагом - вслед друг за другом. Потом ведущая громко произносит вслух команду: «Повернулись, боком встали и галопом побежали!»
Услышав команду, ребята поворачиваются и бегут друг за другом боком - галопом. Через некоторое время ведущая дает новую команду: «Теперь друг друга все за руки взяли и снова в хороводе побежали!» Согласно команде ребята берутся за руки и снова продолжают бег.
Ведущая имеет право «запутывать детей», подавая команды вразбивку - не привязывая их к постоянной последовательности. Задача детей - слушать команды внимательно и правильно их выполнять.
3. Игра «Санный круг».
Ведущая.
Для зимы привычны сани,
На них будем ездить сами.
Сани мы поставим в круг
И побегаем вокруг.
Но по команде «Остановка!»
На санки вы усядьтесь ловко!
Посмотрите, внутри нашего круга установлены сани. Сначала мы будем двигаться вокруг саней, а потом, по моей команде, вам всем следует подбежать к саням и усесться на них.
Ход игры
Для игры понадобятся несколько санок, которые располагаются по кругу на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Вокруг саней встают дети. Ведущая дает команды, которые дети выполняют. По команде «Бегом!» дети бегут по кругу друг за другом. По команде «Остановка!» дети прекращают бег и бегут к санкам, стараясь сесть на них.
4. Ходьба по снежному валу.
Ведущая.
Вот обычная ходьба, но не столь простая.
Будем мы ходить по снегу, пока не растает.
И скамейка нам поможет, образуя снежный вал.
Много знаем мы приемов, как ходить, чтоб не устал.
Руки в стороны мы с вами вместе разведем.
Обратите вы внимание на один прием.
Чтобы спрыгнуть очень мягко - посмотрите вот:
На снегу присядьте глубже, руки же - вперед.
(Кто-то из специально подготовленных детей в этот момент демонстрирует правильность прохода по скамейке раз. ными шагами и амортизирующего соскока с нее.)
Ход игры
Для игры потребуется устроить специальный снежный вал высотой до 20 см, шириной - до 40 см. Можно в его качестве использовать запорошенную снегом скамейку. Ребята ходят по снежному валу, как по скамейке. Сначала дети просто проходят по валу, разведя руки в стороны и мягко спрыгивая в конце. После прыжка дети выводят руки на уровне плеч вперед. Далее ходьба продолжается с вариантами. Например, дети могут ходить по валу, наступая на него только одной ногой - сначала левой, потом правой; затем идут боком. Подобные виды ходьбы развлечения ради допускается проводить сразу с несколькими детьми одновременно. По одной команде ведущей они делают поворот и продолжают ходьбу в обратном направлении. Такое хождение можно выполнять неоднократно.
5. Спрыгивание со снежного вала.
Ведущая.
Всем знакомый снежный вал
Нас к себе опять позвал.
На него взберемся, чтобы соскочить обратно.
В мягкий снег соскочим мы - до чего приятно!
Словно птицами на миг мы, ребята, будем.
Руки в стороны, вперед, присесть не позабудем!
(Кто-то из специально подготовленных детей в этот момент демонстрирует правильность соскока со снежного вала.)
Ход игры
Дети в произвольном порядке взбираются на возведенный снежный вал, с которого должны спрыгнуть. По валу они идут, разведя руки в стороны. Ведущая обязательно поясняет, что приземление на землю должно быть мягким, пружинистым - с приседанием. Руки при этом следует вывести вперед.
6. «Броски в цель».
Ведущая (показывает предмет, который становится целью для бросков).
Вот знакомый всем предмет, но не дам вам в руки, нет.
Посмотрите, я поставлю его на расстоянии.
И послушайте, ребята, первое задание.
Вам придется эту цель сбить сейчас снежком.
Приготовьтесь, посмотрите, как взмахнуть рукой.
Ведущая показывает, как надо прицелиться, несколько раз взмахнуть рукой, еще не отпуская из нее снежка, словно примериваясь к броску. Только после этого следует снежок бросать по цели.
Ход игры
На вершину возведенной снежной крепости или на край запорошенной снегом лавочки ставится яркий и легкий предмет - пластмассовая кегля, пластмассовый кубик. Дети заготавливают снежки и бросают в предмет, стараясь сбить его со своего места. Можно также поставить несколько целей сразу, чтобы дети имели возможность подольше быть занятыми этой игрой.
7. «Веди шайбу».
Ведущая.
Для зимней, холодной, морозной поры
Хоккей - игра смелых, нет лучше игры.
Сейчас мы все вместе по клюшке возьмем
И шайбу в ворота успешно забьем!
Вы, наверное, видели и по телевизору, и во дворах, как играют в эту зимнюю игру - хоккей? (Ответы детей: «Да, дели».)
Ведущая. «Чем отличается эта игра от многих остальных?» (Далее дети дают посильные ответы, которые ведущая дополняет. Ответы детей: «В хоккей играют не на траве или естественном снежном поле, а на специально залитой и подготовленной площадке - хоккейном поле. Цель этой игры - забить шайбу в ворота команды противника. Шайба - это плоский круглый предмет, по внешнему виду напоминающий круглую котлетку. Кроме того, игроки в этой игре при забивании шайб действуют не руками, а специальным предметом - клюшкой. Клюшка - специальная плоская палка с загнутым с одной стороны концом».)
Ведущая устанавливает воротца и показывает, как, замахнувшись клюшкой, надо постараться вбить шайбу в воротца.
Дети разбиваются на 2-3 группы, встают в колонну, каждый первый стоящий в колонне получает клюшку и проводит бросок по воротам, после чего возвращает шайбу на место и передает клюшку второму игроку своей колонны.
Начальное расстояние от точки броска до ворот может достигать 1-1,5 метра.
Ход игры
Сначала дети получают задание провести бросок шайбы клюшкой в заданном направлении.
Затем задание игры усложняется, оно выполняется при разделении детей попарно. Дети учатся ударом посылать шайбу от себя и принимать ее на клюшку от партнера.
8. «Санки задом наперед».
Ведущая.
Новая игра - и вот в санки задом наперед
Мы сейчас садимся и от старта мчимся.
Не устанут ноги от такой погони,
Сами мы моторы, сами себе кони.
Вот и финиш пред тобой,
Въехал ты в него ... спиной.
Вот какая это сейчас будет необычная игра, дети. Мы привыкли к тому, что от линии старта до линии финиша в любой игре спортсмены мчатся, как обычно, лицом вперед. Но не надо забывать, что ведь наши игры не просто спортивные, но и занимательные. Поэтому в них нам встретилось и такое задание: сесть на санки задом наперед и таким ходом ехать дальше. Сейчас мы понаблюдаем, кто из вас осмелится принять участие в таких необычных гонках и постарается победить в них.
Ход игры
Нужно отметить места старта и финиша, или игра может идти в движении по кругу. Дети садятся на санки задом наперед. По сигналу ведущей дети начинают отталкиваться от земли ногами, продвигаясь на санках. При этом они движутся к финишу вперед спиной.
9. «Хождение по следам».
Ведущая.
Ты в лесу увидел след - что он означает?
В нашей же игре так просто: где один шагает,
Там потом пройдут и все, следом в след ступая.
Поиграем в следопытов - есть игра такая.
Я предлагаю всем поиграть в следопытов. Правда, надо знать, что на самом деле, означает слово «следопыт». Это слово означает человека, хорошо умеющего по следам, которые оставили на снегу разные звери, угадывать, что такое с ними происходило некоторое время тому назад. (Ведущая может нарисовать детям разные следы на снегу - птичьи, заячьи и др.) Вот, к примеру, если мы начнем рассматривать разные следы, которые поутру увидим на снегу, то можно угадать, какие из них оставили воробьи, потому что у них лапки маленькие. Зато вот следы других птиц - вороны, голубя - гораздо крупнее. И вот посмотрите, бывает, что на снегу видно много следов, которые движутся к одному месту цепочками. А потом они все собираются в одной точке - это означает, что в этом месте птицы разыскали для себя корм - семена деревьев, или кто-то им подсыпал хлебных крошек на снегу, вот они и сделали здесь остановку, клевали семечки, крошки из своей птичьей кормушки.
А какие следы оставляет ваша обувь? (Дети создают отпечатки своих следов на снегу и рассматривают их.) К примеру, как будут располагаться ваши следы каждое утро? (Ответы детей: «Каждое утро мои следы начинаются от дома, где я живу, и ведут до...».) Верно. Вот как интересно, оказывается, уметь читать следы на снегу.
Но наша игра - немного другая. Всем хорошо известно, как бывает нелегко идти по высоким снежным сугробам. Вот если повезет и впереди окажется человек, который начнет прокладывать следы по нетронутому снежному насту, то человеку, идущему следом за тем, первым, уже можно будет ступать в его следы, а это гораздо легче.
Ход игры
Желательно, чтобы эта игра проводилась на специально подготовленном участке - запорошенном свежим, неистоптанным снегом. Ведущая проходит по участку произвольным маршрутом, но стараясь не повторять его, максимально четко оставляя следы своей обуви на снегу. Дети ходят вслед за ведущей, внимательно наблюдая за оставленными ею следами и повторяя ее маршрут, отчетливо ступая «след в след».
При этом ведущая может менять размер своих следов - проходить маленькими шажками или, наоборот, несколько удлиненными (но такими, чтобы они не превышали длину детского шага), идти на цыпочках, на пятках, на внешней стороне стопы и т. д.
10. «Тянитолкай».
Ведущая.
Новая игра - играй, дружно санки ты толкай,
Сядьте вы спиной друг к другу, чтобы был Тянитолкай.
Может быть, вы, дети, помните, что в сказке про доброго Доктора Айболита был такой зверь, который носил это имя - Тянитолкай? Кто расскажет, что же в этом звере было особенного? (Ответы детей: «У этого зверя было две головы - одна, спереди, другая сзади, там, где у всех остальных животных находится хвост».) Верно. Вот и вы сейчас на время превратитесь в таких сказочных животных - Тянитолкаев. Для этого вам надо сесть на санки по два человека. Только садиться следует не друг за другом, а спиной друг к другу. Наши санки стоят в один ряд, сейчас по моей команде все они должны стремиться доехать до линии финиша. При этом седокам саней надо так стараться согласовывать свои действия, чтобы их санки двигались в нужном направлении. Выигравшей будет считаться та пара саночников, которая первой доедет до линии финиша.
Примечание. Соревнование можно устроить по маршруту «Туда и обратно», то есть сначала до линии финиша, а затем - вновь до линии старта. Тогда уже пары для нового этапа соревнований могут составить другие дети.
Ход игры
Дети выстраивают санки у линии старта. Ведущая объясняет, в какую сторону надо будет всем дружно начать ехать и где будет находиться финиш стартовой дорожки. Дети усаживаются на санки попарно, каждая пара - спиной друг к другу. По сигналу все дети на санках стремятся как можно скорее достичь линии финиша. На обратном пути получается так, что ребенок, сидевший позади, оказывается уже впередсмотрящим.
< Предыдущая | Следующая > |
---|