«А можно ли тренировать внимание?»
Подготовила: Мишарина Т.Ю.
Я, как педагог, в своей работе много внимания по вопросам воспитания детей уделяю сотрудничеству с семьями. Конечно, родителям необходима та или иная консультация. В последнее время стала замечать, что дети стали менее внимательны, довольно легко и быстро отвлекаются, не могут долго сосредоточиться.
Вот несколько советов по тренировке внимания у дошкольников.
Стройте занятия таким образом, чтобы ребенок понимал последовательность необходимых действий, видел цель, к которой надо стремиться. Результат должен быть достижим во время этого занятия, а не откладываться до следующего раза. Если ребенок не выдерживает больше 5-7 мин сосредоточенных занятий, возьмите цель попроще, но она обязательно должна быть достигнута. И не забудьте порадоваться вместе с ним полученному результату.
• Не ограничивайте подвижность ребенка во время занятий: он может делать что-то стоя, сидя на полу, вскакивая время от времени, лишь бы его внимание находилось в поле производимого действия. Использование различных тренажеров для внимания (они представлены в литературе, посвященной развитию детей и подготовке их к школе) очень индивидуально, они могут быстро наскучить и вызвать отказ или протест. Их можно использовать время от времени, скорее в качестве развлечения, чем основного материала занятий, можно обыграть их в качестве веселого соревнования.
•Используйте для тренировки внимания подвижные игры, требующие сосредоточенности и выполнения определенных правил. Но если ребенок плохо справляется с ними, не стоит играть в них в компании более успешных детей, болезненное ощущение собственной несостоятельности может свести на нет все положительные стороны такого занятия. Если ребенку трудно, более правильной будет игра со взрослым, помогающим и поддерживающим его. Можно использовать также подвижные игры на повторение уже произведенных действий как в прямом, так и в обратном порядке.
У некоторых детей неустойчивость внимания, его быстрое истощение сочетаются не с повышенной двигательной активностью, а, напротив, с выраженной медлительностью, трудностью переключения с одной деятельности на другую, низкой работоспособностью, замедленным усвоением учебного материала. Врачи называют это церебрастенией — повышенной утомляемостью при умственной деятельности.
Даже очень стараясь, утомляемый ребенок может сосредоточиться лишь на очень короткий срок. Если требовать от него внимания и умственного напряжения более длительное время, быстро наступает утомление, появляются «глупые» ошибки — пропуски, описки, нарушения известных ребенку правил. Нередко раздосадованные «глупыми» ошибками родители требуют многократного повторения какого-либо действия для закрепления навыка. Однако, к их недоумению, количество ошибок не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Это специфическая особенность детей с повышенной истощаемостью: чем больше объем задания, тем сильнее истощение, тем ниже самоконтроль и, соответственно, тем больше ошибок. Если ребенок при этом огорчен недовольством взрослых, чувствует себя беспомощным и виноватым, его деятельность нарушается еще сильнее и уже ни о каком положительном результате такого «обучения» говорить не приходится. Однако отдохнув и расслабившись, он нередко сам находит свои ошибки и исправляет их. Это показывает, что ему вполне доступен уровень сложности предложенного задания.
Темп и объем школьной программы, продолжительность урока, количество детей в классе — эти нормативные нагрузки оказываются для такого ребенка чрезмерными. В результате у него появляются признаки отклонений в состоянии здоровья, чувство постоянной усталости. Дети в таком состоянии не могут полноценно работать на уроке, отвлекаются, не слушают объяснений учителя, переутомление нередко приводит к расторможенности, возбужденности или, наоборот, апатии. И то и другое в данном случае становится способом защиты от непосильных трудностей, «ухода» от обучения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|