"Мальчики - налево, девочки - направо".
Составила: Мишарина Т.Ю.
Учёные, изучая природу женского и мужского начал, пришли к выводу, что мужчина и женщина изначально запрограммированы природой на две различные тенденции в развитии. Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть, женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс. При этом женский пол передаёт по наследству информацию о прошлом (набор наследственного материала, который закреплён длительным отбором), а мужской пол – информацию о настоящем (об экологических или социальных катастрофах или о стабильной ситуации). Благодаря женщине, человек сохраняет постоянство своего облика: строение и физиологию своего организма, психологические особенности. Мужчина даёт многообразие человеческого облика (разный цвет глаз, волос, кожи, разрез глаз, черты лица).
Можно сказать, что мужчина – это лаборатория природы, в которой испытывается всё новое, как хорошее, так и не очень. Поэтому беременность мальчиками протекает тяжелее, чаще случаются выкидыши либо роды протекают с осложнениями. Мальчиков с патологией рождается больше, чем девочек. Мальчики умирают чаще, правда и рождается их больше. Так природа компенсирует человечеству численность мужчин. Исследователи отмечают, что на 100 зачатий девочек приходится 120 – 180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнаёт, что она беременна. На 100 девочек рождается 103 – 107 мальчиков. Хотя при рождении, как правило, у девочек по сравнению с мальчиками меньше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, уже через 4 недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии.
По статистике, у мальчиков больше случаев задержки психического развития, гемофилии, неврозов. Часто болеющих мальчиков больше, чем девочек, особенно в критические периоды роста: на третьем, четвёртом и седьмом годах жизни. По некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в развитии цветовосприятия тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди детей с различными речевыми дефектами (заикание, алалия, дислексия и другие) также значительно больше мальчиков.
Известно, что пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия и ничто не может его изменить. Пол ребёнка зависит от отца. Половые различия закладываются уже на ранних этапах эмбрионального развития (с 6 недели). Уже на 8 – 10 неделе формируются внутренние половые органы и начинают продуцироваться зародышевые половые гормоны. Под их влиянием происходит формирование не только анатомических особенностей пола, но и особенностей развития головного мозга.
Так, мозг мальчика имеет слабые межполушарные связи: мальчики обычно либо левополушарны (воспринимают мир через символы, знаки), либо правополушарны (воспринимают мир через образы, эмоции, интуицию). У девочек, напротив, мощная перемычка между полушариями головного мозга. Они одновременно могут быть успешны как в искусстве, так и в точных науках. Девочки более организованны, сообразительны. До двенадцатилетнего возраста они, как правило, опережают мальчиков как в физическом, так и в психическом развитии.
Отсюда различия в восприятии мира мальчиками и девочками:
Мальчики:
- Один раз получив информацию, ищут в ней смысл, не терпят повторов.
- Менее коммуникативны, общаются по смысловому признаку (логическому).
- Реагируют на логические (смысловые) сигналы.
- Оценивают эмоционально только то, что для них является значимым. Чаще замыкаются в себе и комплексуют.
- Воин, добытчик, осуществляет внешние связи.
- Жизненный принцип: «Либо победи, либо убеги!»
- Стереотип поведения: «Пришёл, увидел, победил!»
Девочки:
- Смысл информации считывают медленнее (мешают эмоции), возможны повторы.
- Более коммуникативны, общаются по эмоциональному, личностному признаку.
- Реагируют на собственные перцептивные сигналы (зрительные, звуковые).
- Оценивают эмоционально всё и всех. Им важнее, не что оценивают, а кто оценивает и как.
- Охранительница дома, очага, детей, осуществляет внутренние связи.
- Жизненный принцип: «Вода камень точит!»
- Стереотип поведения: «Не получается прямо, пойду в обход!»
Физиологические процессы в организме мальчика и девочки также протекают по-разному. Проявляется это уже с рождения. У мальчика протекание физиологических процессов можно сравнить с ярко горящим костром или с мощной струёй воды под напором. А у девочки – это сравнимо с тлением углей в угасающем костре или с капанием воды: кап – кап.
Схема протекания физиологических процессов:
Мальчики.
-Раздражитель
-Сигнал в мозг
-Реакция: резкий выброс адреналина в кровь, в мышцах образуется сахар, который должен немедленно сгореть (немедленно возникает высокая двигательная активность: резкое движение, выпад, удар, бег,…)
Девочки:
-Раздражитель
-Сигнал в мозг
-Реакция: через некоторое время, после тщательного осмысления проявляется в виде эмоций (плач, смех, крик,…)
Фундаментальной основой восприятия, реагирования и поведения человека являются инстинкты.
Выделяется семь основных инстинктов.
1. Инстинкт самосохранения. У мальчиков он ослаблен. Отсюда мужская отвага, склонность к риску. У девочек – наоборот обострён. Отсюда осмотрительность, осторожность, консерватизм, стремление к стабильности, интуитивное предчувствие опасности.
2. Инстинкт продолжения рода. Отсюда – полигамность мужчин и моногамность у женщин.
3. Альтруистический инстинкт. У мальчика это проявляется в великодушии сильного, надёжности, тенденции к опеке и защите слабого. У девочки – в высокой способности понимания других, сопереживании, отзывчивости, готовности пойти на компромисс.
4. Инстинкт доминирования. У мальчика – это врождённая тенденция к лидерству, организаторские способности, соревновательность, верность слову и делу. А также объективность и справедливость, отважность, решительность, стойкость в невзгодах. У девочки – тенденция к максимальной привлекательности, способность к перевоплощению, обострённое чувство вкуса. А также эмансипационные тенденции, гордость полом, вечное скрытое и явное соревнование с мальчиками. Этот инстинкт способствует самосовершенствованию как женщин, так и мужчин.
5. Исследовательский инстинкт. У мальчика стимулирует развитие таких черт, как предприимчивость, активность и самостоятельность. А у девочки он рождает изменчивость и многоликость. Обеспечивает творческий подход женщины к воспитанию ребёнка. Подвигает её к поиску красоты даже в будничном, каждодневном. Этот инстинкт прежде всего творческий. Благодаря ему талантливы дети, и он – основа обучения ребёнка.
6. Инстинкт свободы. Это высший инстинкт. В нём смысл жизни, её ценность. Из него развивается гордость мужественности и гордость женственности.
7. Инстинкт достоинства. Он трансформируется в чувство достоинства, сопряжён с инстинктом свободы. Это – высшая диада инстинктов. Лишение достоинства, как и свободы, выключает механизм сохранения жизни.
Таким образом, становится понятно, что мужественность и женственность – ненадуманные категории, не схема, а естественное, природное, наилучшим образом обеспечивающее самовыражение мальчика и девочки, мужчины и женщины.
< Предыдущая | Следующая > |
---|