gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 142 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

Консультация для родителей

«ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК: ПОНЯТЬ И ПОМОЧЬ».

Составитель: Е.А. Шевцова

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них имеют набор трудностей обучения.

         Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено для праворуких людей. Мы не умеем учить леворуких детей, пользуемся методиками обучения, на них не рассчитанными, не учитывающими особенностей их психики. Агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.

         Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.

         Преобладание одной из рук определяется к 4-5 годам. Становится понятно, правша ребёнок или левша. Но на этом формирование предпочтения руки ещё не заканчивается. Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребёнка, по крайней мере, до 9-10 лет, а возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация разнообразных движений, требующих участия обеих рук.

         Если в 4 года ребёнок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми.

         Если ребёнок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса (стресса праворукой среды).

        Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

         Леворукий ребёнок больше чем другие дети подвержен невротизации. У левшей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают декстрастресс (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке также рассчитаны, на праворуких людей.

         При организации деятельности леворуких детей следует соблюдать особенности этих дошкольников и некоторые правила работы с ними. Так, должна выполняться правильная методика обучению письму, учитываться верная посадка ножницы леворукому ребёнку нужны другие.

         При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для левшей трудна работа в больших группах при жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

         У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, проявляются трудности при обучении письму. У них часто отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), чаще всего у них медленнее скорость и хуже связность письма. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет.

         Ещё один важный момент. У ребёнка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функций центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего начинает, доминировать правое полушарие и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом является возраст 11-12 лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких людей периодически исчезает, сохраняясь лишь у леворуких.

         Успешно адаптироваться к школе и избежать отрицательного влияния «праворукой» среды леворуким детям помогут единая тактика поведения воспитателей, специалистов и родителей и создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков.

 

 

Главная О дет.саде Советы специалистов Воспитатели ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК: ПОНЯТЬ И ПОМОЧЬ»