gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 99 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

"Как поддерживать в ребенке интерес к чтению?"
Составитель: Бронникова В.А. 


Очень важно создавать положительный эмоциональный настрой по отношению к чтению и книгам. Если удалось вместе одолеть довольно большое произведение, устройте по этому поводу семейное торжество. Выпустите стенгазету с рисунками и цитатами из высказываний персонажей, приготовьте любимые блюда героев книги, объявите конкурс на лучшую рекламу этого произведения.
Прекрасно, если у ребенка возникает ощущение праздника при чтении хорошей книги. Но как сохранить или вновь создать этот положительный настрой, если при освоении навыка чтения в школе у него возникли значительные затруднения? Это может быть низкая скорость чтения, большое количество ошибок. Отсюда недостаточное понимание смысла прочитанного, проблемы с пересказом, при сравнении с одноклассниками у ребенка возникает чувство собственной неуспешности и т. д. Какое уж тут удовольствие от прочитанного! Как могут в этом случае помочь родители?
Во-первых, можно провести профилактику таких затруднений до того, как проблема обозначилась слишком остро. Консультация логопеда необходима любому старшему дошкольнику. Он оценит уровень речевого развития малыша, даст рекомендации для занятий дома или посоветует занятия со специалистом.
Во-вторых, многие дети в начале обучения чтению испытывают затруднения. Действительно, это очень сложный для освоения навык. Тревогу стоит бить, если проблемы приобрели стойкий характер, если вы наблюдаете у ребенка специфические ошибки. На что нужно обратить внимание?

- Ребенок долго не может научиться сливать звуки в слоги, а слоги - в слова. Или хорошо сливает в слоги лишь первые звуки слова, а окончание прочитывает по догадке, и смысл искажается. Может переставлять и заменять одни звуки другими. Причина, скорее всего, в том, что он плохо различает на слух звуки речи. Стоит проконсультироваться у врача-отоларинголога (проверка слуха) и у логопеда. Логопед посоветует упражнения на развитие так называемого фонематического слуха, на умение осуществлять звуко-буквенный анализ. Такие доступные для занятий дома упражнения можно найти и в популярной литературе для родителей.

- Слова в предложении воспринимаются ребенком изолированно друг от друга. В результате страдает понимание прочитанного. Особенно трудно ему воспринять такой текст, где рассказывается о последовательности действий или о нескольких одновременно происходящих событиях. Непонимание заставляет ребенка останавливаться, возвращаться к каким-то словам, но и это не помогает - смысл прочитанного ускользает от него. Неплохо было бы в таком случае получить консультацию детского невролога. В домашних занятиях при затруднениях такого рода помогут упражнения на развитие пространственного воображения.

Читаем, играя!

Вот некоторые упражнения, помогающие при освоении чтения.

1. Предлагайте ребенку определить количество слогов в названном вами слове. Учите называть любой по местоположению звук в слове (первый, второй, последний), различать парные согласные, мягкие и твердые звуки.

2. Тренируйте не только в звуковом анализе слова ("разборка"), но и в синтезе ("сборка"). Предложите отдельные звуки на слух, ребенку нужно составить из них слог, затем из слогов - слово. Постепенно можно перейти к составлению слов из написанных на карточках слогов. Если ребенок хорошо справляется с этой работой, переходите к чтению простых предложений.

3. Обязательно расширяйте активный словарь ребенка, развивайте навык связной речи. Попросите описать, что происходит на сюжетной картинке, а затем пускай ребенок придумает, что могло случиться раньше и что произойдет позже. Предлагайте восстановить последовательность из картинок, связанных одним сюжетом.

4. Используйте любые занимательные игры со словами, заучивайте с ребенком забавные стихи и т. д.

5. Предложите ребенку читать слова в строчке наоборот - от последнего к первому. Для того чтобы он при чтении не домысливал окончание слов, пускай читает только их вторые половины. Можно прикрыть нижнюю половину слова или строчки или поупражняться в чтении слов, повернутых на 90, 180 градусов. Или заготовить текст, в котором слова наползают одно на другое или пересечены какими-то линиями, мешающими восприятию.

6. Тренирует в чтении и игра в "псевдослова". Для нее нужно заготовить карточки с реальными словами и с придуманными, искусственными ("мираду", "полеса" и т.д.). Попросите ребенка прочитать их и разделить на две группы - настоящие и ненастоящие. Или дайте ему карточку с каким-то словом и попросите найти это слово среди 10-15 других, отличающихся от нужного всего на одну-две буквы. Можно потренироваться в чтении текста через слово.

Некоторые упражнения помогут не только плохо читающим детям, но и тем, кто может, но не хочет. Просто заставлять больше читать бесполезно - от этого и объективные трудности не исчезнут, и любовь к чтению не появится. Наоборот, может возникнуть психологический барьер из-за боязни сделать ошибку.

Не упрекайте ребенка, если он, несмотря на ваши усилия, не укладывается в школьную норму скорости чтения. Это может быть связано с его природным темпом психической деятельности, который корректировать сложно, а главное - не нужно. С переходом в среднюю школу обязательные замеры скорости чтения останутся позади. На первый план выйдет понимание прочитанного, умение выделить в тексте самое основное. Пускай это и будет главной целью ваших занятий с ребенком.

                                            

Главная О дет.саде Советы специалистов Воспитатели ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК "Как поддерживать в ребенке интерес к чтению?"