"Сколько времени можно проводить у телевизора дошкольнику?"
Составитель: Сизикова Н.А.
В принципе, телевизор не стоит много смотреть и взрослым: частый просмотр телепередач - тяжелый стресс для нервной системы.
Если малыш большую часть времени будет проводить, "смотря" вместе с мамой телевизор, может наступить снижение познавательной активности. В самом деле, зачем исследовать мир, когда на телеэкране постоянно меняются картинки, и можно видеть то, чего нет в окружающем малыша пространстве?
Когда малыш немного подрастет, ему трудно будет найти себе самостоятельное занятие - ведь он уже привык к "фону", привык брать информацию об окружающем мире из любимых маминых сериалов и папиных теленовостей. И уж, конечно, ребенок не захочет приобщаться к чтению. Многие детские психологи единодушны в одном: до шести лет малышу телевизор лучше не смотреть, вне зависимости от того, насколько строгий отбор проходят телепередачи и насколько ограничено время их просмотра.
Первой причиной для того, чтобы "отлучить" малыша от телевизора, является реклама. Мелькающие кадры, сопровождаемые голосом, чрезвычайно разрушительны для детской психики. К тому же во многих рекламных роликах нарушена причинно-следственная связь, что является фактором, разрушающим ориентационные навыки малыша в окружающем мире.
Кроме того - и в этом единодушно многие учителя, воспитатели и психологи, - регулярный просмотр рекламы переводит разум малыша в потребительскую, примитивную плоскость: надо это купить. Малыш не понимает, почему детишки на экране каждый день могут есть шоколадки, собирать яркие стикеры, пить самый дорогой йогурт. Раз телеэкран это показывает, значит, так и надо, значит, он тоже может каждый день это потреблять. Формируется психология типичного "дитяти" общества потребления.
Вторая причина, по которой детям не стоит смотреть телевизор, - обилие насилия на телеэкране и особый, мультипликационный мир, в который малыш погружается. У этого мира свои законы, в абсолютном большинстве случаев не имеющие никакого отношения к реальности, свои персонажи, не имеющие в реальности никаких прототипов. Так, например, многие персонажи американских мультсериалов имеют в буквальном смысле слова по "девять жизней": они прыгают с небоскребов, попадают под машины и т.д., после чего они встают, отряхиваются и бегут дальше. Получая информацию из подобных мультфильмов, ребенок никогда не усвоит представление о ценности жизни - у него навсегда останется подсознательное ощущение, что "жизнь можно переиграть", в любой момент есть возможность начать все сначала.
Если же вы придерживаетесь мнения, что хорошая телепередача вашему малышу не повредит, а, скорее, наоборот - поможет заснуть, обязательно соблюдайте следующие правила:
- все телепередачи, которые вы считаете возможным показать вашему малышу, просматривайте сначала сами. Существуют специальные детские передачи, идущие в удобное время и являющиеся развлекательными и образовательными в одно и тоже время. Их вы можете смотреть вместе с ребенком - ведь наверняка у него возникнет масса вопросов, которые он не преминет вам задать;
- граничьте время, проводимое малышом перед телевизором, до сорока минут в день. Больше может быть вредно для его глаз и нервной системы;
- никаких взрослых телепередач и фильмов - на это должен быть категорический запрет, который даже не обсуждается в семье!
Вообще, самым лучшим в этой ситуации было бы, если бы и взрослые ограничили время, проведенное перед телевизором. Покажите малышу на собственном примере: телевизор - не единственный способ времяпрепровождения.
И чего ни в коем случае НЕ стоит делать:
- начиная с самых первых дней жизни малыша, кормить его с постоянно включенным телевизором. Это может сказаться и на аппетите, и на пищеварении, и на зрении малыша - не говоря уже о формировании в дальнейшем вредных привычек;
- держать в квартире включенный телевизор в качестве звукового фона;
- смотреть с ребенком все телепередачи подряд; - смотреть и комментировать при малыше выпуски новостей.
< Предыдущая | Следующая > |
---|