"Прежде чем повысить голос"...
Составитель: Каргина О.А.
В представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смешиваются. Например, он отнял игрушку ( плохо! ) - значит у него стало на одну больше ( хорошо! ). Чтобы доказать свою щедрость ( хорошо! ), ребёнок раздарил своим друзьям папину коллекцию ( плохо! ).
Хорошо, если взрослые воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка.
Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой – то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается, раздражение, бессилие, обида, злость, усталость вырываются наружу. Как не превратиться в монстра, убивающего всё вокруг своим криком?
1. Прежде всего, можно предупредить малыша: « Я сейчас буду ругаться». Может быть он поймёт, что злит вас. Предпримет попытку убежать, спрятаться.
2. Придумайте слова или фразы, которые будут звучать смешно и нелепо. Например, «закипаю», «ухи оборву», только убедитесь, что ребёнок не воспринимает эти слова-угрозы буквально.
3. Говорите больше о себе, а не о ребёнке. Многократно повторяйте, что вы чувствуете, не ссылаясь на того, кто в этом виноват. Это очень хороший пример для ребёнка и, возможно, он в следующий раз тоже скажет: «Я закипаю!», «Я злюсь!» - вместо того, чтобы кидать игрушки об стену или в кого-то.
4. Если вам так уж хочется обозвать ребёнка, оставьте при себе всякие «балбес» и «бестолочь», придумайте такое ругательство, которое не унизило бы личность ребёнка. Скажите ему, например, «Ах ты, трикапулька басюлька!».
5. Дойдя до точки кипения, начинайтестучать половником о кастрюлю или деревянной скалкой по подоконнику. Это может быть не только сигналом вашим домочадцам, но и хорошим способом избавиться от негативных эмоций.
6. Всегда есть опасность обидеть, сказать в сердцах что-то опасное, что ребёнок примет как правду, поэтому, разозлившись, лучше рычите или войте. Удивительно, но такой звериный способ выражения злости и раздражения выходит более человечным.
7. Не обязательно повышать голос, чтобы объяснить ребёнку, что вам очень хочется его отшлёпать. Скорчите страшную рожу или проведите воспитательную работу в форме пантомимы.
8. Попробуйте ругаться шёпотом.
9. Уйдите в другую комнату и там выскажите всё, что думаете, дивану или табуретке.
10. Сколько раз в жизни мы сдерживаем злость и раздражение из-за страха увольнения, боязни одиночества, общественного мнения. Давайте теперь мы сделаем это из-за любви к нашим детям.
Замечено!
Если мать несправедлива по отношению к своему малышу, то малыш перенимает её качество; если мать часто ругается, то и малыш будет ругаться; если мать бьёт малыша, то этим она прививает ему грубость и драчливость.
Когда необходим запрет?
Сферы жизни, в которых запреты для ребенка просто необходимы
*Сфера здоровья ребенка
Необходимо запрещать те действия малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.
*Физическая и личная безопасность других людей
Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.
*Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей
Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.
Воспитатель: Требований в этих сферах тоже не должно быть много, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями.
Как же правильно выдвигать свои требования и запреты, чтобы они были услышаны ребенком и приняты им к действию? Известный семейный психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам (демонстрируются мини-плакаты):
1) Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми.
Ребенок сразу ясно понимает, что вы требуете от него именно послушания. Пример: прямое – сядь здесь, непрямое – не хотел ли бы ты здесь присесть?
2) Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных указаний.
Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое – положи игрушки на полку, сложное – уберись в своей комнате.
3) Давайте позитивные указания: говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать.
Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример: негативное – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.
4) Давайте конкретные указания: не давайте смутных и неясных указаний.
Это позволяет ребенку понимать, что от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример: смутное – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише.
5) Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите.
Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Пример: «Немедленно встань рядом со мной!!!» или «Ну, пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке», нейтральное – «Пожалуйста, подойди и встань рядом со мной».
6) Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать ясные и последовательные указания.
Это с меньшей вероятностью вызовет непослушание у ребенка, настроенного по отношению к вам оппозиционно. Пример: передай мне соль, пожалуйста.
7) Используйте директивные указания только в том случае, если вы уверены, что ребенок сможет это выполнить.
Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.
8) Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило к одним и тем же последствиям.
Это самый быстрый способ научить маленьких детей лучше слушаться. Послушание должно восприниматься как подарок. Однако его нужно отмечать. Также вы должны быть последовательны в обеспечении последствий того или иного плохого поведения ребенка. Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.
Недопустимо наказывать ребенка:
-когда он болеет;
-перед сном и сразу после сна;
-во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы, впоследствии это может привести к психосоматических заболеваний);
-во время работы и игры;
-непосредственно после душевной или физической травмы;
-когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
-когда сам воспитатель находится в плохом настроении.
< Предыдущая | Следующая > |
---|