gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 111 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

"Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель".

Составитель: Пастушкина Н.Н.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от 1 до 2 лет хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. 

Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь. 

Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (помним, что к 3 годам фраза долна быть сформирована), поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры.

Развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что ручку, конечно, держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в упражнениях мы задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь. В движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах.

Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется). 

   ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1) 

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.) 

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три"). 

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) 

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был? 

С этим братцем в лес ходил. 

С этим братцем щи варил. 

С этим братцем кашу ел. 

С этим братцем песни пел. 

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2) 

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). 

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке, 

Продает она орешки, 

Лисичке-сестричке, 

Воробью, синичке, 

Мишке толстопятому, 

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3) 

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). 

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными). 

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). 

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены). 

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка, 

Этот пальчик - бабушка, 

Этот пальчик - папочка, 

Этот пальчик - мамочка, 

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья. 

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4) 

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). 

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками). 

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). 

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). 

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать, 

Этот пальчик - прыг в кровать! 

Этот пальчик прикорнул, 

Этот пальчик уж заснул. 

Тише, пальчик, не шуми, 

Братиков не разбуди ... 

Встали пальчики, ура! 

В детский сад идти пора. 

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5) 

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок"). 

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад). 

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе). 

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ" 

Hу-ка, братцы, за работу! 

Покажи свою охоту. 

Большому - дрова рубить. 

Печи все - тебе топить. 

А тебе - воду носить. 

А тебе - обед варить. 

А малышке - песни петь. 

Песни петь, да плясать, 

Родных братьев забавлять. 

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Главная О дет.саде Советы специалистов Воспитатели КАПЕЛЬКА "Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель".