gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 172 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

 

«Поощрять или наказывать?»

Е.Н. Косовцева

 

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей, – каким образом поощрять или наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет хороших или плохих приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету».

Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения.

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители похвалы:

·        не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

·        не хвалить больше двух раз заодно и тоже;

·        не хвалить из жалости;

·        не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

1.     дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

2.     дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

3.     самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные  сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнения с другими детьми.

Типы похвалы

1.«Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2.«Аванс» - это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

·        утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

·        одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

·        не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3.«Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4.«Косвенное одобрение». Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы, между прочим, сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5.«Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

 

Наказание.

При всех разногласиях этого метода воспитания следует отметить, что он также имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях. Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

·        вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

·        лишение поощрений и привилегий;

·        осуждение поведения;

·        народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания:

1.     Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2.     Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3.     Если есть сомнения, наказать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4.     За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5.     Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6.     Наказан, значит, прощен, страницу жизни перевернули – никаких напоминаний.

7.     Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8.     Ребенок не может огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремится переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием. Нельзя наказывать лишением любви!

 

Анимашки Дети

 

 

 

 

Главная О дет.саде Советы специалистов Воспитатели КОЛОКОЛЬЧИК "Поощрять или наказывать?"