В своей книге для родителей известный детский врач Б. Спок неоднократно советует способствовать контактам детей с другими людьми, начиная с первого года жизни. Спок утверждает, что степень умения взрослого человека поддерживать отношения на работе, с родными и знакомыми определяется тем, насколько хорошо в детстве у него получалось ладить со сверстниками. В общении с равными партнерами ребенок приобретает ценное умение отстаивать свои права и, чем раньше он научится взаимодействовать с другими детьми, тем благотворнее это скажется на его развитии и способности адаптироваться в обществе. Интерес к другим детям начинает появляться у малышей очень рано. Они с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться. Однако этот интерес неустойчив, детские контакты мимолетны, ребенок легко отвлекается и забывает о сверстнике. Но постепенно ситуация меняется: на третьем году жизни общение с другими детьми начинает занимать все большее место в жизни ребенка. На первый взгляд это общение имеет бесцельный характер: беготня, веселые прыжки, кувыркания, возня, имитация различных звуков, восторженные крики. Ни наедине, ни со взрослыми дети не ведут себя подобным образом. Казалось бы, перед нами обыкновенное баловство, скорее, бесполезное, чем имеющее какое-то значение для развития ребенка. Однако, если внимательно присмотреться к подобным действиям, можно заметить, с каким интересом дети смотрят друг на друга, как чутко реагируют на инициативу партнера и проявляют ее сами. Оказывается, в ходе подобных игр дети учатся договариваться друг с другом на понятном им языке эмоций и действий, понимать состояние другого, свободно выражать свои чувства. Так малыши получают первые уроки общения с ровесниками. В то же время внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Такие проявления настораживают взрослых, они стараются держать детей подальше друг от друга. Но именно тогда и наступает тот момент, когда взрослый может помочь малышу увидеть в другом ребенке человека. Привлечение внимания малыша к лицу, глазам другого ребенка, называние его по имени, ласковое поглаживание - один из способов установления личностного контакта между детьми. Прежде всего, нужно поддерживать желание детей смотреть в лицо друг другу. Контакт глаз - это один из важных компонентов общения. Полезны и совместные игры взрослого с несколькими малышами, когда взрослый одобряет их действия, формирует положительное отношение друг к другу. Хотя центром притяжения в этой ситуации будет взрослый, общение не должно быть длительным и навязанным насильно. Общение в игре Несложная система организации игр для детей 3-5 лет способна помочь малышам научиться общаться с ровесниками и увидеть в них друзей и партнеров. Основная задача начального этапа - формирование внимания к сверстнику. В таких играх, как `Испорченный телефон`, `Эхо`, ребенок должен повторить действия или слова партнера. Подобные игры учат замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. Второй этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает. На этапе номер три можно ввести ролевые игры, в которых дети учатся оказывать друг другу поддержку в `трудных` игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке). На четвертом этапе становится возможным словесное выражение положительного отношения к сверстнику (комплименты, добрые пожелания). Например, нужно лучше всех похвалить своего соседа. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать достоинства других детей. И, наконец, на заключительном этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу помощь в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков). Успешное воспитание отношений базируется на следующих принципах: 1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксации на собственных качествах, достоинствах и недостатках. 2. Отказ от игрушек. Как показывает практика, для ребенка в этом возрасте игрушка является гораздо более привлекательной, чем сверстник. Она нередко становится причиной конфликтов. Поэтому целесообразно устраивать игры без предметов. Взрослый может организовать разговор детей, веселые игры в прятки, в догонялки, в `ладушки`. 3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку акцентирование внимания на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность и конкуренцию, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление подобных реакций. Главная цель заключается в формировании общности с другими детьми и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров.
|