Консультация для родителей
«Как без волнения пройти предшкольное тестирование?»
Е.Н. Косовцева
Вступительные испытания для первоклассников формально запрещены, но избежать их вряд ли возможно, их могут назвать собеседованием или тестированием, суть не изменится – учителя проводят диагностику готовности ребенка к школе. Как пройти эти испытания с минимальным стрессом для ребенка и для вас самих?
Почему вокруг диагностики так много дискуссий?
Потому что результаты влияют не столько на сам факт поступления в школу, сколько на распределение по классам, а каждой маме, естественно, хочется видеть свое чадо в лучшем из лучших.
Как проходит собеседование?
Это зависит от школы. В одних школах на встрече с ребенком присутствуют и учитель начальных классов, и завуч, и логопед, и психолог. В других – учитель и психолог. В-третьих – кто-то один. Время тоже сильно различается и зависит от количества желающих пройти собеседование – от 5 минут до часа. В норме обычно на разговор требуется 15-20 минут. Родителям могут разрешать сидеть в классе с ребенком, могут не разрешать. Если разрешают, то мама или папа в любом случае не смогут отвечать за ребенка или объяснять, почему он отвечает на вопросы учителей именно так. Это время только для детской речи. Список конкретных вопросов определяет сама школа, но обычно они подчиняются общей логике – проверяют развитие речи и интеллекта, эмоциональную устойчивость, навыки общения, мотивацию к учебе.
Как проверяют разные типы готовности?
Оценивая навыки общения, психолог спрашивает: «У тебя много друзей? Расскажи про них», «Что ты сделаешь, если сломаешь чужую вещь?»
Развитие интеллекта предполагает, что ребенок в 6-7 лет может анализировать увиденное и услышанное, делать выводы, сравнивать. Проверяется это, к примеру, такими вопросами: «У кого больше ног – у коровы или теленка?». Хотя иногда можно услышать и совсем экзотические просьбы – нашу дочь просили пересчитать дни недели в обратном порядке – от субботы к понедельнику. Объяснили тем, что школа – экспериментальная площадка министерства образования.
Мотивацию выявляют, задавая вопросы: «Что в школе интересного?», «Чем бы ты занимался, если бы не ходил в школу?».
Что делать, если у ребенка, на ваш взгляд, что-то не получается?
Если вам кажется, что ребенок стеснительный, ему трудно общаться, попробуйте дать ему больше свободы.
Чаще играйте в настольные игры. В них всегда есть правила, и их соблюдение тренирует в ребенке усидчивость и внимательность.
Чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним увиденное на прогулке, задавайте вопросы и учите давать не односложные, а развернутые ответы-рассказы.
Учиться счету можно не только в центрах раннего развития, но и дома. Любые продукты, из которых вы делаете обед или ужин, станут отличными помощниками.
Память можно тренировать в игре – одна из самых любимых детьми: «что пропало?» Выкладываете 3-5 предметов перед малышом, накрываете платком или просите отвернуться, один предмет убираете, его-то ребенок и должен назвать.
Для ребенка важнее не уметь писать и читать, а подготовить мышцы к письму и артикуляции. Вам поможет все, что связано с развитием мелкой моторики – перебирание круп, пальчиковые игры.
Главные родительские ошибки
Не стоит увлекаться подготовкой, направленной на усвоение программы первого класса, это приведет к замене учения узнаванием.
Не ругайте ребенка за ошибки. Их нужно спокойно исправлять.
Готовя ребенка к школе, не лишайте его возможности играть, поскольку в дошкольном возрасте многие игры существенно определяют интеллектуальное развитие ребенка. В 2013 году ООН включила право на игру в Декларацию прав ребенка, потому что естественная игра вытесняется образовательными практиками.
Не создавайте идеализированный образ школы, говоря, что у ребенка все и всегда будет хорошо, его все будут любить и все разрешать. Но и не пугайте страшными контрольными и злыми учителями.
< Предыдущая | Следующая > |
---|