gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 702 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

Консультация для родителей

«Дидактические игры экологической направленности для          детей раннего возраста»

Л.В. Денисенко

 В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Важный значимый момент  в воспитании малышей связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в экологическом воспитании детей. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним, некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему миру.

Например, при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. В процессе этих игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

  Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

   Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Кто это такой». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

  Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки".

  Настольно-печатные игры:  «Зоологическое лото», «Подбери пару», «Что где растет», «Ягоды и фрукты», «Растения». Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Кто  как  разговаривает», «Кто живет в лесу», «Ладушки», «Про сороку», «Коза рогатая», «Заинька», «Птицы и автомобиль» .  Проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

 Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову.

  Играя, ребенок знакомится с окружающим его миром, получает представление о различных предметах и явлениях, учится определять социальные связи, систематизировать, сравнивать, обобщать Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире.

  В младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу»,

Во время дидактической игры с растениями ставится цель: воспитывать бережное отношение к ним.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками происходит знакомство детей с качествами  и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми по территории, обращаем их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами.

 

 

 

Главная О дет.саде Советы специалистов Воспитатели СОЛНЫШКО «Дидактические игры экологической направленности для детей раннего возраста»