"СТАНУ СКАЗЫВАТЬ Я СКАЗКУ"…
Составитель: Денисенко Л.В.
И так, некогда в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были родители, и был у них любимейший ребенок. Собрались они ему сказку рассказывать. Да призадумались…«Настоящая сказка не может быть сказкой только для детей. Мы по крайней мере дважды открываем для себя сказку: сначала знакомимся с ней в детстве, а потом знакомим с ней своих детей. И только тогда обнаруживаем, что все эти годы сказка была рядом с нами. Мы смутно помнили ее и раньше, но если бытовые проблемы превращались для нас в проблемы моральные, если мы, как вкопанные, останавливались перед выбором, в это мгновение старая сказка вынимала нам из волшебной шкатулки сюжета свой философский смысл»,- писал драматург И.Л. Устинов.
СКАЗКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ. Это еще даже и не сказки, а потешки для детей от рождения до 1,5-2 лет. Потешка – коротенький стишок-история, часто – игра, они ритмичны, произносятся нараспев и сопровождаются разнообразными действиями: похлопывание, перебиранием пальчиков ребенка, покачиванием и т.д. Приятный физический контакт и ритмичность игры способствуют восстановлению эмоционального равновесия ребенка. В потешках описаны простые, понятные ребенку бытовые действия.
В а ж н о. Такие игры необходимы не только малышам, но и детям старшего дошкольного возраста.
К с т а т и, № 1: Не покачать ли его на качелях? Тоже ритмическая стимуляция, тоже удовольствие доставляет…
СКАЗКИ С ЦИКЛИЧЕСКИМ СЮЖЕТОМ
Детям 2-3 лет адресованы такие кумулятивные сказки, как «Репка», «Теремок», «Колобок», а также «Пошла коза по орехи», песенки типа «Где был, Иванушка?» и т.п. В этих произведениях герои появляются в определенном порядке. С каждым происходит одно и то же событие (тянет репку, стучится в теремок или слушает песенку Колобка), а затем занимает свое место в ряду: «Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку..». Возникающее при этом представление об упорядоченной последовательности важно для усвоения абстрактной идеи порядка – в частности, представления о числовом ряде.
В а ж н о. Сказки с циклическим сюжетом нужно рассказывать ребенку многократно, до тех пор пока он не сможет сам воспроизводить сюжет в правильном порядке. Еще можно показывать малышу именно эти, давно знакомые ему сказки с помощью кукол театра би-ба-бо (так называются куклы, которые надеваются на руку).
В а ж н о. Сказки нужно рассказывать, а не читать. Во время рассказа ребенок видит выражение вашего лица, следит за губами – а это одно из условий развития его собственной речи.
В а ж н о. Сказывание и драматизация – не одно и то же. Сказывают сказку напевно, с ровной повествовательной интонацией. Акценты расставляет воображение ребенка, причем в той мере, в которой это свойственно лично ему в соответствии с его индивидуальностью. Конечно, у вас есть актерские способности, но в этом случае не следует их использовать в полной мере. Вот игра – другое дело. А сказка – занятие несуетное…
В а ж н о. «Не проходите мимо» старого, доброго Колобка. Ничего более нужного для развития ребенка в 2-3 года не изобрели. И вообще, старые, проверенные столетиями сказки – это как ржаной хлеб или поспевшие яблочки с дикой яблоньки – не съев их, до счастливого конца не доберешься.
К с т а т и, № 1: Как вы относитесь к трагическому концу сказки? Теремок раздавили, Колобка съели…
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ О ЖИЗНИ
Подходят для детей 3-4 лет. Яркий пример – «Кот, лиса и петух» (про избушки лубяную и ледяную). Восприятие этих сказок требует определенной осведомленности о закономерностях окружающей жизни: чтобы понять сказку «Три медведя», нужно уметь соотносить предметы по размеру.
К с т а т и, № 3: Как вы относитесь к идее возмездия в конце сказки?
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Дают детям представление о добре и зле. В русских сказках это: смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим (воле родителей и приказам царя); уважение к природе; отсутствие корысти и жадности; терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях – для девушек; незлопамятность и неспособность к мести – для юношей.
В а ж н о. Эти сказки необязательно перечитывать многократно.
Сначала нужно рассказать сказку. Мультфильм, спектакль, иллюстрации в книжке – потом. Сперва ребенок должен сам представить себе и Красную Шапочку, и волка. Выбирая иллюстрации, отдавайте предпочтение работам хороших, известных художников, а не стереотипным «мультяшным» образам.
Никаких современных вариантов и переделок! Сначала – только оригинальный текст!
Авторские сказки с приключениями (Карлсон и т.д.) – это совсем другое. Они не дают представления о добре и зле, а, скорее, дезориентируют ребенка. Изначально адресованы детям раннего подросткового возраста, которые начинают критически осмысливать нравственные требования, и пересматривают отношение к авторитету взрослых.
К с т а т и, № 4: А какая у вас в детстве была любимая сказка? С каким героем вы себя отождествляете?
ФИЛОСОВСКИ-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Будут понятны детям от 5 лет и старше. В русской литературе ярким примером мировоззренческой притчи, поданной в легкой, образной форме, являются сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке, о золотом петушке, о царе Салтане.
Эти сказки могут становиться предметом обсуждения и разговора, как с ребенком, так и среди взрослых. Попробуйте!
Ответ вашего ребенка на вопрос, что он(а) попросил(а) бы у золотой рыбки, приоткроет вам внутренний мир его или ее ценностей и желаний. Судите сами.
К с т а т и, № 5: Зачем нужна была Шамаханская царица звездочету – мудрецу и, как известно, скопцу?
В какой момент, с вашей точки зрения, следовало остановиться старухе в своих желаниях?
Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи?
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
< Предыдущая | Следующая > |
---|