gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 84 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

"Освоение грамматического строя речи".
Составитель: Л.В. Денисенко

Наименование учебного заведния - Логопед рекомендует: С чего начинать?На втором году функцию предложения выполняют определенные слова, произносимые и понятные только в конкретной ситуации. Слово «мама» может обозначать и «Дай яблоко», и «Боюсь собаки», и «Ушибся, пожалей», и «Возьми на ручки».

Предложение из двух слов появляются в речи детей старше 1,5 лет. К 2 годам возможны фразы из трех-четырех слов.

Малыши обычно пользуются простыми предложениями, часто неполными («везет мишку» - о девочке). Кроме повествовательных и восклицательных встречаются вопросительные предложения. Вопрос может выражать только интонационно: «Мама купила ковеку (конфетку)?». Из вопросительных слов раньше всего появляются где, когда, какой.

Одновременно дети осваивают разные способы согласования и управления, хотя здесь и в 2 года много ошибок. Ребенок, например, спрашивает об ушедших: «Где она, моя баба?», «Где она, Дима (брат)?».

Дети начинают правильно употреблять единственное и множественное числа. В нужном случае ставят существительные в родительном или винительном падеже, используют уменьшительно-ласкательные суффиксы. Глаголы изменяют по временам, ставят в повелительное наклонение: «Отдай носок!».

Под влиянием, каких условий с помощью, каких приемов дети осваивают грамматический строй речи? Помогает ли им в этом способность к подражанию? По большому счету, нет. Грамматический строй родного языка настолько многогранен, а ситуации, в которых ребенку нужно или хочется высказаться, настолько изменчивы, что нельзя дать образец на каждый случай. Но грамматически правильная речь окружающих не может не влиять на этот процесс.

Дети хорошо запоминают и воспроизводят «крылатые выражения» домашних, особенно имеющие яркую эмоциональную окраску.

Денис (1год 10 месяцев). Недавно упал. Врачи подозревали сотрясение мозга, предписали лежать, что трудновыполнимо, поскольку ребенок очень подвижен. Денис лежал на тахте рядом с отцом. Рассматривали иллюстрации в книге «Золотой ключик». Вдруг срывается с места и убегает со словами: « Все надоело, елки-палки». Эту фразу часто произносил старший брат, когда его заставляли что-либо делать.

Два месяца спустя Денис отдыхал в деревне. В течение нескольких дней он усвоил напевный, немного протяжный местный говор. Сидя на завалинке, обратился к проходившей мимо старенькой соседке: «Ба-аб Дунь...Куда пошла?». Она тоже протяжно, нараспев ответила: «В огород Денечка, в огород. Картошки копать». Денис: «Ну-у... иди-и, иди-и!».

Как и при обогащении активного словаря, сохраняется значение приемов, поддерживающих «волевое усилие», вернее, желание увидеть интересное и высказаться. Так, детям трудно дается согласование глаголов в прошедшем времени с существительными мужского и женского рода. А если инсценировать с игрушками или деревянными фигурками элементы сказки «Теремок», то двухлетний ребенок скоро научиться отвечать на вопрос: «Кто пришел ( или ушел)?». - «Лиса (лягушка) пришла», а «Волк (или заяц) пришел». Стимулом здесь является желание получить игрушку: если не угадал, то персонаж возвращается в теремок.

Главный же прием, с помощью которого дети осваивают грамматический строй речи родного языка, - это объяснения родителей (что для чего нужно), их вопросы, помогающие уяснить назначение предметов, смысл действий, причинно-следственных и временных отношений. К восприятию таких объяснений и вопросов дети подготовлены. Это им настолько интересно, что они сами нередко пускаются в объяснения, даже если их просто просят повторить слово.

Ира (2года 1 месяц), увидев бочку, произносит: «Ли-ли БАМ, загорелся Кошкин дом». Показывают ей изображение цыпленка и спрашивают: «Кто это?». Не отвечая на вопрос, девочка произносит с жалобной интонацией: «Маленький. Мамы его нет». Дима (2 года 1 месяц), не отвечая на вопрос о чашке: «Что это», произносит «Чай пить, водичку».

И, наконец, важным условием активизации грамматически оформленных высказываний ребенка является включение его в повседневные дела родителей, старших братьев и сестер. Возможность участвовать в общей работе доставляет малышу радость, которая выражается в высказываниях. Это как бы отчет - констатация, отражающая суть события.

 

Особенности произношения маленьких детей

Слова, произносимые малышами второго года жизни, несовершенны в фонетическом отношение. Отмечаются пропуски звуков: машина - «атина». Особенно заметны они в словах, где есть слоги с двумя согласными в начале (ССГ): много - «мого», где - «де», спать - «пать». Встречается замена одного звука другим: беги - «беди», плохой - «пухой», Павлуша -«Паюся».

Одного и то же слово ребенок может каждый раз произносить по-разному. У малышки (1год 4 месяца) слово «Вася» звучало так: «Вава, Ваа, Вака, Бася, Ваяя». Это подтверждает и объяснение физиологом И.М. Сеченовым механизма подражания: субъект долгое время подлаживает свои движения к мерке (образцу), пока мерка и ее подобие не станут тождественными.

Попытки взрослых улучшить произношение ребенком второго года жизни звуков в слове с помощью приема «скажи, повтори», как правило, кончаются неудачей. Это под силу лишь малышу третьего года. Но этот прием обязательно используют и на втором году, чтобы в памяти ребенка закрепился слышимый образец. Делают это ненавязчиво, не добиваясь улучшения произношения. Ориентир на этот прием важен по двум причинам. Во-первых, ребенок не видит, как артикулируются соответствующие звуки. Он воспринимает слова только на слух. Во-вторых, когда значительно увеличивается словарь и малышам начинает говорить фразами, может ухудшиться произношение даже хорошо усвоенных звуков.

Так, дети всех народов раньше всего осваивают произношение звуков «п.», «б», «м». Девочка 1 год 5-7 месяцев, например, хорошо произносила звук «п» в словах «папа», «пить», «пила»; звук «м» в словах «мама», «Маня», «муха»; звук «б» в словах «баба», «бусы». В возрасте 2 лет она не могла произнести звук «п» в словах «пюре», «помидор»; звук «м» в словах «машина»; звук «б» в словах «башня», «башенка».

Правильность произношения ухудшается при заболевании ребенка, резкой смене условий его жизни.

Несовершенное произношение зависит также от несовершенства фонематического слуха и речедвигательного аппарата. Так, дети не всегда различают сходно звучащие слова: лейка - тарелка, шарф - шкаф и др. Несовершенны и органы речи ребенка: относительно велик и неповоротлив язык, только к концу года вырастают все молочные зубы. А ведь звуки «т», «д», «н» являются передними небноязычными; «г», «к», «х» - задними небноязычными; «в», «ф» -губно-зубными. Впрочем, к концу второго года дети произносят их правильно более чем в половине случаев. При овладении произношением нового согласного звука наблюдается его смягчение по причине излишней напряженности мышц.

Освоение правильного произношения предполагает интонационную выразительность. Она формируется не только в обычном разговоре, но и при использовании фольклорных и литературных произведений.

Необходимо, чтобы малыш воспринимал и мог сам менять силу голоса. Для этого нужно давать задания: «Скажи тихо-тихо, чтобы зайка не испугался. А теперь позови зайку погромче».

В семьях, где воспитывается ребенок второго года жизни, нужна особая забота о создании здоровой акустической среды.

Развитие общения

 

Важным возрастным достижением является то, что к 2 годам речь ребенка становиться основным средством общения с близкими взрослыми. Это не только способность отвечать словами, фразами на вопросы и просьбы членов семьи, но и инициативные обращения самого ребенка: просьбы (дать что-то, обратить внимание на какой - то объект или результат деятельности), жалобы, сообщения о самочувствии, просьбы о посредничестве и т.п.

Потребность в общении постоянно совершенствуют, в основном в процессе разнообразной совместной деятельности, объектно-направленного и даже «делового» общения малыша с близкими.

Чтобы помочь ребенку влиться" в «семейный коллектив», его еще в начале года с помощью соответствующих жестов, мимики, простых слов (дай, на, пусти, подвинься и др.) учат выражать просьбы, координировать свое поведение с другими.

Обогащают речевое общение детей до 1,5 лет такие вопросы: «Куда Алечик пойдет? Гулять?» или «Что тебе дать? Булочку?». В этой ситуации ребенку нужно только повторить: «Гулять...булочку». Позже он сам сможет ответить на подобные вопросы в любой знакомой ситуации.

Ребенку старше 1,5 лет дают поручения что - то передать близким на словах: «Скажи папе: Тебе звонят», «Попроси у мамы ложку», «Позови Женю, скажи: Иди обедать».

Не менее важно формировать умение проявлять добрые чувства по отношению к близким людям и благодарно принимать знаки внимания к себе. Уже в начале второго года жизни малыш может освоить жесты «пожалей», «приласкай», «до свидания» или «Спасибо».

Проявление добрых эмоциональных отношений важно для ребенка. Оно дает ему чувство защищенности. Оно важно и для близких ребенку людей. Это как бы награда за их повседневный труд по воспитанию малыша. Разве не тронут слова трехлетнего внука, встречающего бабушку: «Я тебя ждал. А ты все не шла и не шла. Я скучал, скучал...».

Культура чувств и отношений в семье должна быть предметом особой заботы. Желательно и следить за словарем, и за интонацией, и за реакцией членов семьи на «проступки» друг друга.

Надеемся, что, прослушав статью, вы поняли, как же много должен освоить ребенок и как много должны знать вы, родители, чтобы помочь ему в этом.

Желаем вам успехов и терпения!
 

 

 

 

 

 

Главная О дет.саде Советы специалистов Воспитатели СОЛНЫШКО "Освоение грамматического строя речи".