Консультация для родителей
“Учим ребенка говорить»
Составитель: Денисенко Л. В.
Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Учить ребенка говорить нужно уже с первых месяцев.
Существует несколько стадий развития речи у ребенка.
Первая (в среднем в 2-3 месяца) – гуление, воспроизводство первых звукосочетаний. На второй стадии (в 5-7 месяцев) эти звукосочетания становятся более отчетливыми. Третья стадия (в 7-9 месяцев) – произнесение коротких слов с повторяющимися звукосочетаниями («мама», «баба» и т.д.), которые ребенок еще не соотносит с определенными объектами. Примерно после 9 месяцев, ребенок начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Где-то к году в багаже карапуза насчитывается от 2 до 10 слого-слов (обычно «мама» или «ма», «папа», «ка-ка», «ку-ку», «ав-ав» и т.д.), и дальше пополнение этого багажа идет гигантскими темпами. Иногда за день можно научить ребенка говорить несколько новых (правда, очень упрощенных) слов. И примерно после полутора лет ребенок начинает изъясняться простыми предложениями (вроде «киса ку-ку» или «папа, пока»). После двух лет малыш осваивает языковые нюансы — учится ставить слова в правильные склонения и падежи, сочетать их с предлогами, употреблять в правильном порядке в предложении.
Учась говорить, ребенок сначала старается описать объекты окружающей среды и пространственные отношения между ними. Поэтому в первую очередь он запоминает названия предметов (существительные), упрощенные обозначения действий («ам-ам», «пи-пи»), указательные местоимения («это», «там»); затем — действия (глаголы), затем — характеристики предметов (прилагательные, описывающие размер, цвет). После двух лет малыш начинает употреблять местоимения «я», «мой», он способен рассказать о некоторых своих физических и психологических ощущениях («горячо», «больно», «страшно»). Спустя несколько месяцев он начинает характеризовать себя с разных сторон («я добрый», «я капризный», «я девочка») — это достаточно значимый этап в формировании личности. И ближе к трем годам карапуз выносит самые простые абстрактные суждения («это плохо») и может объяснить некоторые причинно-следственные связи между событиями.
Как же научить ребенка говорить?
- Разговаривать нужно с первых дней жизни – пусть он еще улавливает только интонацию, а не смысл сказанного, зато у него идет пассивное накопление словарного запаса, и ближе к году это поможет ему начать говорить осмысленно.
- Отказаться от соски-пустышки. Согласно ряду исследований, дети, постоянно сосущие соску, начинают говорить позже сверстников, кроме того, у них могут быть проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.
- Не коверкать слова. Некоторым мамам трудно удержаться от сюсюканья, но это не помогает развитию речи ребенка, скорее наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет булочку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.
- Становлению речи способствует развитие мелкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Пальчиковые игры стимулируют его совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.
- Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки, нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому, когда ребенок без конца пристает, нужно рассказать ему обо всем, что его интересует.
- Чтение книжек не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов.
- Объяснять значения новых слов, используя только знакомые ему слова.
- Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, нужно чаще вовлекать его в диалог, задавать ему побольше вопросов.
- При знакомстве ребенка с новыми словами, нужно смотреть ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорить.
- Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, использовать противопоставления, что обогащает словарный запас и учит систематизировать.
< Предыдущая | Следующая > |
---|