Консультация для родителей
«Отучаем малыша от вредных привычек»
Составитель: Денисенко Л. В.
Вопрос о том, что является вредными привычками, — один из самых спорных. Одни родители считают недопустимым, чтобы ребенок смотрел телевизор, другие разрешают сидеть перед телевизором с самого раннего возраста; одни не дают ребенку конфеты – другие не видят в конфетах ничего страшного.
Почему же возникают вредные привычки?
Сейчас возрождается представление о грудном вскармливании как о необходимом процессе в развитии ребенка. Представление о том, что ребенок получает с грудным молоком не только молоко, но и момент «успокоения и умиротворения» абсолютно верно, но тут главное не забывать, что уже у ребенка 18 месяцев должны быть сформированы способы успокоения, не связанные со ртом. И чем старше ребенок становится, тем меньше должно возникать ситуаций, когда мать успокаивает ребенка с помощью процесса сосания. Это касается и всевозможных «сосок с компотом» и пустышек. Чем дольше ребенка успокаивают через сосательный процесс, тем тяжелее оторвать его от такого способа успокоения. Отсюда вытекает вероятность того, что у ребенка разовьется одна из следующих вредных привычек — сосание пальцев, употребление пищи как успокоительного и привычка грызть ногти.
Как ни странно, часто, к 5-6-летнему возрасту дети, которых недокормили грудью и дети, которых перекормили, имеют одни и те же способы успокоения — руки возле рта. И, если сосание пальцев самостоятельно уходит к старшему возрасту, то привычка грызть ногти и успокаиваться едой часто остается на всю жизнь.
Что делать, если у малыша уже есть вредная привычка?
Во–первых, если родители твердо решили бороться с вредной привычкой, она должна максимально понизить стрессовую ситуацию в жизни ребенка. Нельзя одновременно бороться с вредной привычкой и приучать к горшку, бороться с вредной привычкой при переезде на новое место жительство, или адаптации к детскому садику. Один стресс, наложенный на другой, даст отрицательную реакцию и возможно закрепит привычку еще больше. Во-вторых, следует увеличить телесный контакт с ребенком (но не совместное засыпание в одной кровати) и вербальные способы успокоения (песни и сказки). В- третьих, на первых этапах избавления от вредной привычки стоит заменить руки предметами не похожими на соску, но позволяющими их сосать – чашки-непроливайки, соки с трубочкой. Можно увеличить количество жидкости, потребляемой через трубочку, но она не должна быть слишком сладкой и калорийной.
Очень важно не ругать ребенка за вредную привычку, потому что мамин гнев автоматически повышает тревожность ребенка, а это приводит к усилению привычки. Лучше вербально игнорировать факт, но стараться мягко убрать руки ото рта ребенка. Страшные рассказы о микробах, глистах и болезнях могут только усилить тревогу ребенка, или будут вообще не услышаны.
Подобные вредные привычки достаточно тяжело ликвидировать, потому, что они имеют мощное бессознательное инстинктивное подкрепление. Гораздо легче не допустить их появления. Просто надо поступать не так как легче и комфортней в данный момент, а так как необходимо, чтобы ребенок вырос психологически здоровым.
Для борьбы с вредными привычками эффективным методом являются игры. Можно познакомить малыша с каждым пальчиком и объяснить его значение. После того как он начнет воспринимать пальчики своими друзьями, желание сунуть их в рот и причинить им боль значительно уменьшится. Для детей помладше нужно найти альтернативу — если ребенок собирается грызть ногти, можно дать ему яркую игрушку. Переключая внимание с этой привычки, постепенно потребность в ней иссякнет.
Нервное напряжение помогают снять ритмичные движения. Если ребенок еще маленький, можно укачивать его перед сном и включать тихую ритмичную музыку. Качание на комнатных качелях по 15-20 минут является не менее эффективным методом. Детям постарше можно каждый день прыгать со скакалкой или танцевать вместе с родителями.
Лучшая борьба с вредными привычками — формирование новых, полезных для малыша.
< Предыдущая | Следующая > |
---|