«Как научить ребенка проявлять эмоции?»
Для начала ответим на вопрос – а зачем? Умение понимать свои эмоции и эмоции других людей позволит ребенку легче проживать конфликтные ситуации, строить отношения в семье и со сверстниками.
Почему возник вопрос, неужели детям трудно проявлять эмоции – они же радуются и веселятся? С радостью как раз никаких вопросов нет, но вот как сказать об обиде, возмущении и сожалении – этому детей надо учить. И проявление сочувствия поддерживать, потому что часто бывает наоборот: папа попал молотком по пальцу, сын кидается к нему: «Папочка, больно?» Папа, украдкой вытерев скупую мужскую слезу, мужественно улыбается и говорит: «Что ты, пустяки». Так ложно понятая мужественность мешает укрепляться детской способности сочувствовать.
Пример с мальчиками не случаен – потому что годам к 5 мальчик обычно уже усваивает, что «ты же пацан, пацаны не плачут», слышали мы это и от мам, и от пап одинаково часто.
Что можно сделать, чтобы этого не случилось?
Воспитать эмоциональный интеллект ребенка можно двумя способами – передачей своего опыта переживания и проявления эмоций и обучением.
К передаче своего опыта относятся контакт глаз, физический контакт, похвала и пристальное внимание. К обучению – разнообразные мимические игры и развитие речи.
Контакт «Глаза в глаза»
Бывает, что родители даже не смотрят ребенку в глаза, когда он в чем-то провинился, для него это страшнее любого физического наказания, это действует угнетающе и опустошающе. Или, наоборот, очень выразительно на него смотрим, когда ругаем. Взгляд, действительно, самый мощный канал передачи эмоций. И иногда лучше «посмотреть как рублем одарить», чем повышать голос на ребенка, но последите за собой, хватает ли ребенку взглядов любви и восхищения.
Пристальное внимание
Внимание становится пристальным, когда ради общения с ребенком вы оставляете в покое любимый сериал, кипящий суп, звонящий телефон и да, собственную усталость. И сосредотачиваемся только на ребенке, чтобы он был целиком и полностью уверен в своем праве на заботливую сосредоточенность и глубокий интерес именно к нему. Для этого не нужны часы, достаточно нескольких минут в день – но только для него.
Похвала
Хвалите за любое проявление общительности, любой интерес к другому человеку. Ребенок похож на дом со множеством окон, на который родитель смотрит со стороны, и какое свойство вы будете выкликать, такое и появится в окне и выйдет наружу.
Физический контакт
Для маленьких детей совместный сон, поглаживания, объятия с родителями естественны, но с возрастом физических контактов все меньше, а потребность в них не исчезает. Придумайте игры, в которых эта потребность могла бы реализоваться – с мальчиком папа может «побороться», с девочкой можно играть в разбегающиеся щекотки.
Мимические игры
Научите ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике. Для этого можно использовать игры.
Самая простая. Вы изображаете эмоцию, а ребенок угадывает, что именно вы хотели изобразить – любовь, страх, удивление, недоумение, возмущение, радость, грусть, печаль. И наоборот – ребенок сам изображает что-то, а вы определяете, что он хотел сказать.
Почаще используйте мимику и в ежедневном общении – если недовольны ребенком, вместо крика высоко поднимите брови, если довольны – широко улыбнитесь.Разрешайте ребенку дурачиться и корчить рожи – пусть пробует себя в разных образах.
Помогает эмоциональному развитию и обогащение речи. Попробуйте почаще задавать ребенку вопрос «А почему?». Если про одного и того же мальчика, который дерется, вы три раза спросите «А почему именно так?», у ребенка будет отличная возможность и находить разные стороны поступков другого человека, и вести развернутый разговор.
< Предыдущая | Следующая > |
---|