"Пальчиковые игры".
Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
· развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
· «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
· повышают общий уровень организации мышления ребенка. Произносите текст дважды. При повторении дети подстраиваются к исполнению методом «эхо».
И.п.: на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).
Я шагаю по ладошке,
Поднимаю пальцы-ножки,
(по очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).
Раз-два-три-четыре-пять –
(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)
Хорошо мне так шагать!
(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»)
Хорошо мне так шагать,
Можно шейку почесать!
(дойти до шеи, сзади остановиться)
Раз-два-три-четыре-пять - (5 хлопков в ладоши)
Будем пальцы загибать: (4 хлопка в ладоши)
Вот большой, вот указательный,
(одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательные)
Будьте вы теперь внимательны!
Средний мы сейчас загнем, (загнуть средние пальцы)
Безымянный позовем. (То же - безымянные)
И мизинчик-молодец (загнуть мизинцы)
Опустился, наконец.
Получились кулачки - (вращение кулачков)
Застучали молотки: (стучать кулачком о кулачок)
Тук-тук-тук-тук!
Вы послушайте свой стук.
(Повторить последние 2 строчки просебя, простучать ритм возле уха)
«Копытца»
И. п.: пальцы рук «в замке». Ритмичные хлопки («щелчки») основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.
Еду, еду на лошадке.
(по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю)
Еду, еду - путь не гладкий. (То же)
Скок, («щелчок», руки перед собой)
Скок, («щелчок» - руки вверху)
Пере- («щелчок» внизу)
скок! («щелчок» вверху)
Через речку на мосток.
(удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд)
«Осьминожки»
И. п. - пальцы сжаты в кулак.
Плыли, плыли осьминожки,
(резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)
Опустились на дорожку,
(поставить пальцы на подушечки на колени)
Быстро-быстро побежали
(пальцы «бегают» по коленям)
И три ножки потеряли.
Но зато осталось пять -
(на слово «пять» - показать раскрытые ладони)
Можно все пересчитать!
(поочерёдно загнуть снова все пальцы, в кулак)
«Кормушка для птиц»
Прилетайте, птички!
(«зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке.
(4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)
Хлебушка немножко.
Эти крошки - голубям,
(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки - воробьям.
(то же - левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
«Ёжик»
Добрый ёжик жил под елкой,
(пальцы сцеплены в замок, сложены)
Проверял свои иголки,
(поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев)
Чистил и точил, как ножик:
Защищаться должен ёжик!
(пошевелить сцепленными пальцами)
«Волна»
На морях бывают штормы,
(волнообразные движения сцепленных рук перед собой)
Там большие ходят волны,
Выше дома, выше крыш,
(увеличить амплитуду «волн»)
Пароход им - как малыш!
(максимальные «волны» сцепленными руками)
«Чайка»
Чайка над волной летала,
(сцеплены большие пальцы рук, остальные пальцы изображают крылья)
Чайка крыльями махала.
Рыбка хвостиком плеснула -
(вращательные движения «хвостика»)
Чайка в воду вмиг нырнула.
(сложить ладони вместе и опустить вниз
«Клавиши»
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем клавиши считать.
(Попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти, как будто беря на фортепиано ноты до, до, ре, ре, ми, ми, фа, ми, ми, ре, ре, до, до, до и далее звукоряд вверх и вниз)
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Сколько клавишей - спроси!
«Сорока»
Тут сорока прилетала,
(левая ладонь - «раскрытый клюв»)
Угощать всех кашей стала:
(правая - пальцы в кулачке)
Кушай, Крошка,
(отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца)
И Алешка,
И Антошка,
И Сережка,
И для старшего немножко!
Кашу пальчики поели,
(4 хлопка «тарелочками», вращение кистями)
Заплясали и запели.
Раз, два, три, четыре, пять
(выбрасывать пальчики из кулачка),
Вышли пальцы танцевать
(свободное движение ладошками).
Большой пустился в пляс
(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),
Указательный - в припляс
(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),
Средний пальчик - поклонился
(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),
Безымянный – притаился
(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).
А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!
(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)
Как же дальше танцевать?
(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)
Надо цепь нам разорвать.
«Трик-трак»
Веселая песенка для малышей. Простота интонирования мелодии соединена в ней с пластическими движениями, образно рисующими содержание.
Подберите с детьми инструменты для сопровождения.
Трик-трак, трик-трак!
(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)
Под мостом жил старый рак.
(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)
Рыжий кот пришел на мост,
(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)
Рак схватил кота за хвост!
(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)
«Мяу-мяу! Помогите!
(Держит в кулачке спрятанный мизинец; второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота)
С хвоста рака отцепите!»
(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)
Все бегут, и ты беги –
(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)
Коту Ваське помоги!
(Хлопки в ритме текста, в конце фразы - шлепок по коленям.)
Подберите инструменты для шумового аккомпанемента.
1-й куплет.
Смехо-та! Смехо-та!
(Развести руки в стороны, шлепнуть по коленям.)
Бьет барашек в ворота.
(В ритме песенки ребенок ударяет кулачками по коленям)
И ногами, и рогами бьет барашек в ворота.
(Удары кулачками по коленям)
2-й куплет.
Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота.
(См. описание выше.)
Ворота не проломил
(с усилием надавливает кулачками на колени),
Зря головку утомил.
(Упираясь кулачками в колени, недоуменно пожимает плечами.)
3-й куплет.
Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота!
(См. описание выше.)
Кто бы этому барашку
(произносит назидательно, грозит указательным пальцем)
Мог бы сделать а-та-та.
«Паучина»
Замечательная песенка, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьезности и легкости, паутинности в движении.
Пау-паучина паутину сшил.
(Первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать.
(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону.)
Пау-паучина трудится опять!
(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)
Во втором куплете паутинку будут плести первый и третий пальцы и т.д.
Плести паутинку можно не только пальцами, в воображении, но и реально. Для этого понадобятся небольшие цветные резинки. Предоставьте детям возможность пофантазировать над резинками-паутинками: в парах, в группах. Попросите их не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать узор.
Соедините варианты: исполняя песенку, дети сначала плетут пальцами, а резинка, надетая на руку, висит около локтя.
На паутинке могут быть капельки росы - пришитые к резинке маленькие рыболовные колокольчики.
«Мячик и яблоко»
Я на левую ладошку (показать ладонь)
Круглый мячик положу,
(кулак правой руки положить на левую ладонь)
Покатаю, поваляю, (поводить кулаком по ладони)
Ну, а в правую ладошку (показать ладонь)
Красно яблочко возьму, (кулак левой руки положить на правую ладонь)
Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак)
Поваляю и умну! (крутим кулак правой руки, «съедаем» все)
Примечание: для развития как праворуких, так и леворуких детей, можно сменять ладони, в которые берут мячик и яблоко. Дети любят играть в эту игру парами, сидя лицом друг к другу (замечу, что это довольно сложно, так как даже свою правую и левую руки они часто путают). Иногда они приносят мяч или яблоко, тогда игра становится забавнее.
«Цапля»
Цапля сильно щиплет щуку,
(каждый палец одной руки цепляет тот же палец другой руки с поворотом)
Чисто блещет чешуя,
(тереть ногти пальцев, перемещая кисти рук)
В камышах - лягушка с мухой,
(щелчки разными пальцами обеих рук одновременно)
И шуршит, шипит змея: «ш-ш-ш!..»
(потереть кулаки друг о друга)
< Предыдущая | Следующая > |
---|