«Музыкальный фольклор
как средство всестороннего развития ребенка»
Составитель: Т.А.Будаговская
Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создает настроение радости, подъема.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги -словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие.
Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня - одно из ярких произведений музыкального фольклора, входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота характерны для русского песенного народного творчества. Мелодичность русской народной песни придает ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, представляют собой художественные образцы. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Например, русская народная песня «Патока с имбирем» построена всего на трех звуках, но как интересно видоизменяется мелодия, благодаря небольшим вариациям!
Своеобразно и ладовое строение русской народной песни. Особенно часто применяется так называемый переменный лад (сочетание мажора и минора), который хорошо виден на примере песни «Ходила младешенька». Большинство детских игровых песен построены на устоях с интервалом кварты, например, «Дождик», «Солнышко», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок» и другие.
Игровые плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются четким ритмом, задорной мелодией. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Некоторые из них протяжные и распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «Котя, котенька-коток», «Идет коза рогатая». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту, это частица фольклора (слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость»). Народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Колыбельные песни-первые мелодии, первые впечатления ребенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание. Через колыбельную песню ребенок получает первые представления об окружающем мире, животных, птицах. Колыбельные содержат элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама нежность, любовь матери, бабушки или того, кто ее исполняет. В колыбельной отражались тревоги материи о ребенке, каждодневные заботы о том, как одеть, чем накормить, стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда и пожелания счастья, благополучия: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить»
Исследователи фольклора (А.Е. Аникин и др.) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам, о чем свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста: «Спи по ночам, расти по часам!», «Ты спи, усни, угомон тебя возьми»
Иногда в колыбельной запугивают плачущего ребенка страшным букой, старичком-волчком, чтобы овладеть его вниманием: «Придет старый старичок хворостинкой посечет», «Придет серенький волчок и ухватит за бочок».
В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные песни, обычаи, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем для себя и детей. Поэтому важно, чтобы колыбельные песни звучали не только на занятиях в детском саду, но и в повседневной жизни малыша. Есть колыбельные, которые дети могут петь самостоятельно, используя их в своих играх. Но многие колыбельные песни трудны для детского исполнения, поэтому взрослые должны их петь вместе с детьми. В колыбельных допускается незначительное обличение мелодии или замена распевов основными звуками мелодии. Если текст песни трудный, можно опустить отдельные куплеты.
Когда дети слышат и поют вместе со взрослыми колыбельные песни, являющиеся высокохудожественными эталонами народного творчества, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, убаюкивая куклу или мишку.
Для русского фольклора характерно соединение колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками (от слов «пестовать» - нянчить, носить на руках): «Потягушеньки-нарастушеньки, роток-говорюнюшки, руки-хватунюшки, ноги-ходунюшки.»
Таким образом, фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Широкое включение народного искусства в работу с детьми вводит их в мир народной жизни, знакомит с обычаями и традициями народа, что положительно влияет на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.
< Предыдущая | Следующая > |
---|