gosuslugi

Кто онлайн

Сейчас 88 гостей онлайн

Голосование

Оцените наш сайт
 

«Музыка как средство развития личности ребенка»

Составитель: Т.А. Будаговская


«Влияние музыки на детей благотворно,
и чем раньше они начнут его испытывать на себе,
тем лучше для них»

В.Г. Белинский
 

 Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет - печальные звуки помогают выразить горе.

Влияние музыки очень велико! Музыка сопровождает человека всю жизнь, влияет на его эмоционально-волевую сферу, способствует формированию его как личности.

Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке, отдает предпочтение какому- либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

       В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Она звучит по радио, телевидению, на концертах. Слушатели бывают разных возрастов: дети, школьники, молодежь, взрослые, пожилые люди и на всех музыка влияет не одинаково, формируя личность человека.

Дети! Они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. Голос матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка - это мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у ребенка способности, и прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполняет свои воспитательные функции. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».

Дети старшего возраста способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки; назвать признаки, по которым исполненную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению. И для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей.

 Проявление музыкальности в раннем детстве

 Великий советский композитор Д.Д. Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся. Эти слова Д. Шостаковича говорят об огромном значении воспитания в человеке любви к музыке, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, его интересов и способностей. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в этот период опыта, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

Уже известно, что ранее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности - эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по высоте уже в первый месяц жизни. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года: он играл на органе, скрипке в пять лет, создавал первые сочинения.

Влияние музыки на формирование личности ребенка, на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка.

Часто взрослые задают вопрос: «Надо ли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявлений?» Ответ: положительный. Выводы о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащее музыкальное воспитание и обучение. Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям, и с правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Влияние музыки побуждает дошкольника к дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой аппарат. Ритмические движения под музыку побуждают ребенка держать правильную осанку, четко координировать движения, их гибкость и пластичность. Дети способны чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщаться тем самым к различным видам художественной деятельности. Дошкольники также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что, если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного ладана на состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки, помогает в формировании личности ребенка во время работы и отдыха.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании личности ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги - логопеды используют пение при лечении заикания), что способствует выработке вокально - слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятия танцами основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствуют и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.

Особое место в музыкальном воспитании ребенка занимают проводимые в детском саду праздники и развлечения. Они являются важным средством всестороннего развития и формирования личности дошкольника. Такие мероприятия способствуют проявлению положительных качеств личности ребенка, повышают его заинтересованность и активность. Праздничные утренники способствуют созданию радостной  атмосферы, формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств и общения, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствуют более полному и гармоническому их развитию.

Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие

 Влияние музыки непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае вызывает чувство любви к Родине, хороводы, песни, танцы разных народов - интерес к их обычаям, способствуют воспитанию интернациональных чувств. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием ребенка, успешное выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность, и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Исполняя песню - вовремя начать и закончить её; в танцах, играх – развивается умение действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то обогнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того, как прозвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет характер пьес, отмечает динамичекие оттенки, регистры звучания.

Задачи музыкального воспитания

 Основная задача формирования личности ребенка - всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание - это целенаправленное развитие личности ребенка путем приобщения его к музыкальному искусству, развитию его интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие дошкольника - это результат формирования личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.
 

 

 

Главная О дет.саде Советы специалистов Муз.руководитель "Музыка как средство развития ребенка"