ГОЛОС КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Будаговская Т.А.
музыкальный руководитель
Голос – дар, который дан человеку от природы, но это такой дар, который требует постоянной работы, ухода и развития. Голос помогает раскрыть богатство внутреннего мира, в голосе «закодирована» информация о состоянии и настроении, об уровне развития личности.
Осваивая окружающий мир, ребенок учится управлять голосом и выражать им свое отношение к миру. Голос для ребенка – инструмент, средство, благодаря которому он общается с окружающим миром и сообщает информацию о себе. Голос – особое средство выразительности: по тембру, интонации можно определить настроение ребенка, его внутреннее состояние, даже
уровень умственного развития и психического здоровья.
Голос от природы обладает интонацией. Но, как известно, интонирует не только человек,
но и все живые существа. Ребенок может подражать практически всем звукам и шумам (пищать,
скрипеть, шуршать, жужжать, звенеть, выть, хрипеть, шипеть, кричать, рычать). Да, может, но
красота человеческого голоса заключена в выразительности, благородстве, «очеловечивании»
звука. Интонация как индикатор состояния ребенка, постоянно меняясь, сообщает информацию о происходящих изменениях.
Тембр – это качество живого голоса и всего звучащего. В отличие от интонации тембр –
устойчивое качество, передающее характерные признаки любого вибрирующего тела. Тембр голоса зависит от опыта, чистоты помыслов, привычек и социального окружения. Если ребенок говорит неправду, его может выдать голос – интонацией неуверенности. Тембр может стать неприятным, напряженным. Если ребенок спокоен, рассудителен, то и речь его отличается плавностью, а тембр – светлостью, легкостью. Отчаяние же и агрессия выражаются криком.
На формирование тембра голоса ребенка огромное воздействие оказывают окружающие взрослые – родители, воспитатели. Непроизвольно копируя их, малыш осваивает различные интонации, тембровые окраски, речевые акценты и другие выразительные особенности голоса. Шестилетний ребенок может непроизвольно повторять, к примеру, хриплое покашливание больного дедушки, которое он слышал в 6-месячном возрасте. Естественно, факта этого он не помнит. «Запомнили», «записали» голос дедушки его голосовые связки. А.Манегетти убежден: тон голоса «кодируется» в памяти ребенка и затем ассоциируется с его эмоциональным состоянием.
Голос – это зеркало души, которую можно понять, научившись не только слушать и слышать тембр и интонацию собеседника, но и осмысливать, выражать отношение к происходящему
через тембр и интонацию своего голоса. Школа самовыражения, адресованная детям - автор
исследования А.Ф. Яфальян. - предлагает систему творческого развития, которая включает в
свое содержание также сохранение, развитие и оздоровление голоса. Работа над голосом по
данной системе начинается с невербальной коммуникации. Средства невербальной голосовой
коммуникации человека генетически связаны с природными шумами и звуками. Выразительные
возможности невербальной коммуникации: интонация, тембр голоса, мимика, жесты, позы,
сопровождающие речь.
Интонация и тембр характеризуют экспрессивность, выразительность пения, речи.
Чтобы выработать у ребенка выразительную, живую речь, некрикливый, насыщенный тембр,
интонационно богатый голос, необходима систематическая, поэтапная работа.
1. Научить детей прислушиваться к собственному голосу. Этот этап усвоения можно
назвать самопроизвольным. Необходимо сохранение у ребенка постоянного интереса к звуковой и шумовой информации окружающего мира и внимания к собственному голосу.
2. Способствовать развитию устойчивых умений и навыков владения голосом. Это этап
накопительный. На этом этапе можно использовать методику, разработанную В.В. Емельяновым. Она способствует улучшению дикции, обогащению тембра голоса, увеличению диапазона, помогает управлять силой звука, делает речь выразительной, ритмичной, богатой оттенками и красками.Творческое самовыражение возможно лишь на основе выработке у детей умений и навыков самостоятельно или с помощью взрослых сочинять стихи, песенки, сказки, мини-рассказы, голосовые партитуры.
3. «Создание» собственных произведений. Это этап творческий. Разнообразные
голосовые упражнения, чтение стихов А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, в ходе которых
активно используются движения, помогают исполнителям соматически «пережить» характер и
настроение речи, пения.
Известно, что внутреннее состояние – мысли, чувства, эмоции – человек выражает в
жестах, мимике, интонации. Так и ребенок. По движениям, жестам можно определить, насколько
он в данный момент свободен или зажат, активен или пассивен, опечален или радостен, открыт
или замкнут. Вот почему так важно не только понять состояние ребенка, но и помочь ему
выразить себя. В этой связи очень полезны упражнения, развивающие мелкую мускулатуру, так
называемое «мускульное чувствование» (термин К. Гросса). Полезно проводить этюды, тренинги,
упражнения в виде звуковой имитации и пластической импровизации. Для развития пластики –
этюды «Волна», «Крылья», «Змея», «Хвост павлина».
Движения-образы возникают в процессе исполнения этюдов «Трусливый заяц», «Назойливая муха», «Пружинки», «Коготки». Язык действий персонажей очень выразителен – ведь есть возможность изобразить, как они бегают, скачут, спотыкаются, перепрыгивают, пролазают в узкое отверстие.Все эти упражнения сопровождаются разнообразными звуками, изображающими голоса птиц, животных, шум ветра, шелест листвы, журчание ручейка.
Полноценно развить голос невозможно без пения. Песни лучше разучивать с голоса,
а при итоговом исполнении их можно «украсить» сопровождением. Интонации, тембр голоса в этом случае естественны, а живой образ, создаваемый голосом, богат и выразителен. Когда дети
исполняют песни без сопровождения, они естественны, пропадает напряжение при попытке
интонировать, как музыкальный инструмент.
Итак, задача педагогов и родителей – бережно относиться к словам ребенка, потому
что слово воспринимается и зрением, и слухом. В голосе отражаются мысли, эмоции, действия,
желания, уровень культуры. Чем раньше мы, взрослые, начнем обращать внимание детей на свой голос и чем раньше поможем им овладеть, тем успешнее будут достижения в развитии общей
речевой культуры, и в частности эмоциональной выразительности.
< Предыдущая |
---|